2 марта в Пушкинском музее открылась, похоже, главная выставка весны — ретроспектива художника Билла Виолы. Он с помощью медиатехнологий дополняет и расширяет эстетику живописи. Рассказываем, кто он такой, что именно он делает и почему его зовут «Рембрандтом эпохи видео» и «Караваджо в стиле хай-тек».
Getty Images
Первая персональная выставка Билла Виолы состоялась в 1969 году в Сиракузском университете Нью-Йорка, где он изучал визуальное искусство: учитель повесил картины Виолы, нарисованные пальцами. Примерно в это же время он открыл для себя мир технологий, работая в Synapse Video Centre — первом альтернативном медиацентре Нью-Йорка — изучал компьютерную графику, паял электросхемы.
В середине 1970-х Виола увлекся музыкой и стал учеником композитора Дэвида Тюдора, играл в его группе. Этот важный творческий опыт оставил след на всей дальнейшей художественной деятельности — именно тогда он открыл для себя акустическую скульптуру. В 1974–1976 годах Виола работал техническим директором новаторской видеостудии Art/Tapes/22 во Флоренции, где проводил время в обществе других видео-артистов — Нам Джун Пайка, Брюса Наумана и Вито Аккончи.
Всю свою жизнь Виола странствует по миру, особое внимание уделяя восточному мистицизму и дзен-буддизму. Он еще больше погрузился в эти учения после переезда в 1980 году в Японию по программе культурного обмена.
В 1983 году концептуальный 15-минутный ролик Reverse Television Билла Виолы, где люди в домашней обстановке смотрят в камеры будто в телевизор, показывали по каналу WGBH TV фрагментами по 30 секунд в день в течение двух недель без предупреждений, титров и озвучки. В 1989 году Виола удостоился стипендии фонда Макартуров, которая известна как «грант гениев».
Билл Виола, Путешествие души
В работах Виолы присутствуют и другие стихии, но вода — главный элемент. Наполненные тары, водопады, падающие капли воды используются как метафора перехода от жизни к смерти (еще одного незыблемого мотива его искусства).
Билл Виола, Путешествие души
Для Виолы даже тишина звучит. Когда он освоил музыку, он стал создавать звуковые ландшафты, воздействуя с их помощью на зрителя. Не все его проекты звучат, но, например, «Тристан и Изольда» воспринимаются как полноценная звуковая инсталляция.
Билл Виола, Путешествие души
Билл Виола, Путешествие души
Билл Виола, Путешествие души
Видеоискусство позволяет воплотить мечту художников — оживить картины, но Билл Виола — не первый, кто это понял. Потенциал цифровых технологий прежде уже исследовали Энди Уорхол, Вольф Фостель и Нам Джун Пайк.
Однако именно Виола смог объединить технологии с классическим искусством, его произведения близки фрескам итальянского Возрождения или полотнам барокко. Видят в его работах и мистичность христианского искусства — поэтому его видеоинсталляции так органично смотрятся в соборе Святого Павла. Билл Виола тем самым наследует традицию взгляда на возвышенное в европейской живописи, используя вместо кисти и холста камеры и современные мониторы.
Текст: The City
05 марта, 2021