Пока Европа ужесточает локдаун, а во Франции началась настоящая забастовка театральных деятелей, россияне, можно сказать, наслаждаются свободой. Московская афиша полна интересных событий, которые не стоит упускать. Театральный обозреватель Алла Шендерова выбрала десять событий, которые можно посетить в ближайшее время.
Театр на Малой Бронной
Зловещий роман Джонатана Литтелла разыгрывается тихо, почти по-домашнему. В крошечном кафе, непосредственно перед первым рядом зрителей, бывший эсэсовец Максимилиан Ауэ рассказывает, что такое война.
«Благоволительницы» белоруса Микиты Ильинчика, недавнего выпускника мастерской Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича, — спектакль нового времени, когда в театре не принято надрывно кричать, чтобы никого не травмировать и не оскорбить ничьих чувств. Кажется, при таких вводных поставить роман с подробными описаниями будней Освенцима невозможно, однако режиссеру это удается. Выводов три: во-первых, в Москве появился новый интересный режиссер; во-вторых, на Бронной очень неплохая труппа; в-третьих, зло, к сожалению, не только банально — оно неистребимо.
Когда: 4, 10 апреля
Где: Театр на Малой Бронной в ДК «На Яузе»
Театр наций
Постановщик давнего хита Театра наций «Рассказы Шукшина», ныне — пропагандист традиционных ценностей, опубликовавший кодекс Нового Рижского театра, где, среди прочего, допускается флирт всех со всеми, латыш Алвис Херманис остается — так уж выходит — одним из редких мастеров психологического театра.
Евгений Миронов (Горбачев) и Чулпан Хаматова (Раиса Максимовна) в этом спектакле очень эмоциональны, но рассиживаться на эмоциях им некогда: они непрерывно чем-то заняты — метод физических действий, придуманный Станиславским и кем только не высмеянный, в «Горбачеве» заработал вновь. Только здесь партитура — это метод физических действий Миронова, рассказывающего про Михаила, и Хаматовой — про Раису. Эти действия и есть их жизнь. Лучшего психологического байопика в нашем театре за последние годы не появлялось.
Когда: 29 марта, 25 апреля
Где: Театр наций
Театр «Практика»
Одна из лучших постановок по текстам Владимира Сорокина пройдет в рамках фестиваля «Золотая маска», спектакль претендует на награду сразу в шести номинациях. Даже если вы не поймаете его в этот раз (в зале «Практики» мало мест, а сейчас еще и рассадка неполная), то не упустите потом. Нет смысла дословно описывать, как режиссер Квятковский вместе с прекрасной художницей Полиной Бахтиной переводит пьесу Сорокина на язык сегодняшнего театра. Неизвестно, вспоминал ли он знаменитую фразу Мейерхольда о «Вишневом саде» «В третьем акте, на фоне глупого топотанья, входит ужас», но ужас в его тотальную инсталляцию, по-воландовски раздвигающую пространство «Практики», входит сразу.
Когда: 5 апреля
Где: театр «Практика»
БДТ имени Товстоногова
Да-да, вам не показалось: спектакль по дневникам Яна Фабра в БДТ поставил сам великий и ужасный Ян Фабр, премьера была в декабре 2019-го. Теперь в рамках «Золотой маски» его покажут в Москве. Русскими альтер эго Фабра стали два артиста: Андрей Феськов и Александр Молочников, по очереди играющие этот моноспектакль. Посмотреть его стоит, даже если вы никогда не видели театральных постановок, инсталляций и рисунков живого бельгийского классика (чья репутация два года назад была испорчена скандалом, связанным с харассментом). Мало кто сегодня решается так откровенно говорить о самом себе и о том, какие ангелы и демоны вьются вокруг художника.
Когда: 5, 6 апреля
Где: БДТ имени Товстоногова на Другой сцене театра «Современник»
Электротеатр Станиславский
Как ни странно, на «Золотую маску» выдвинули только вторую часть дилогии Юхананова («Пиноккио. Лес» и «Пиноккио. Театр»). Если вы не читали «Пиноккио» Карло Коллоди, то помните сказку про Буратино, спасающего кукол от злобного Карабаса. Поразительно, но этот нехитрый сюжет Борис Юхананов и Андрей Вишневский действительно превращают в мистерию и метаоперу (так называют дилогию в театре), сочиняя целую вселенную, которая, как губка, вбирает в себя все: от масок комедии дель арте, голосов и звуков советского театра, музыки Вагнера до соц-артовских скетчей про Брежнева и сегодняшних разговоров о том, как архаичен театр, сохраняющий жесткую вертикаль (это когда все подчинено власти Карабаса, то есть режиссера), и как нужна выстраиваемая неофитами горизонталь. «Пиноккио», хоть и остается в репертуаре Электротеатра, но идет редко, так что не упустите.
Когда: 30 марта, 1 апреля
Где: Электротеатр Станиславский
Кросс-жанровость — то, к чему стремится современный театр. Поэтому не стоит удивляться, что в драматическую подборку вошел спектакль, претендующий на «Золотую маску» в номинации «Современный танец».
Отправной точкой для проектов Ксении Михеевой часто становится литература — от Островского до Беккета. «Последнее чаепитие» задумывалось как пластическое осмысление чеховского «Дяди Вани». Не ждите от этого спектакля встречи с узнаваемыми чеховскими персонажами, однако час с теми, кого чеховский Фирс называл «недотепами» и кто так естественно заманивает вас в свой мир, гарантирован.
Когда: 5 апреля
Где: Проект Ксении Михеевой (Санкт-Петербург) на сцене Центра имени Вс. Мейерхольда
Театр наций
Еще один спектакль, претендующий на «Золотую маску» в главных номинациях. Это московская работа Андрея Могучего стала одним из самых ярких его спектаклей и бесспорным хитом прошлого сезона. Впрочем, это хит для тех, кто любит сложный визуальный театр. Ну и для поклонников Лии Ахеджаковой и Муси Тотибадзе, конечно, тоже. Муся Тотибадзе как Снегурочка, Лия Ахеджакова как человек с ружьем, «Белые розы» как поминальный плач — Андрей Могучий сочинил вселенную, функционирующую по законам постсоветских 1990-х. И вселенная эта ожила. Рецензию на этот спектакль можно прочитать по ссылке.
Когда: 5 апреля
Где: Театр наций
«Гоголь-центр»
А вот и главный хит этой весны — спектакль-перформанс, посвященный писателю, философу, музыканту, алхимику и кулинару князю Владимиру Одоевскому. Это редкий пример театра, совмещающего острую актуальность с почти забытой традицией поэтических представлений.
В программке авторы спектакля идут через запятую: Петр Айду, Александр Барменков, Никита Кукушкин, Валерий Печейкин, Кирилл Серебренников — но это не только дань моде на горизонтальность. «Человек без имени» — редкий пример того, когда спектакль до такой степени единое целое, как будто его не ставили — все получилось само.
Когда: 16 апреля
Где: «Гоголь-центр»
«Боярские палаты»
Новый иммерсивный проект «Театра взаимных действий», в котором зритель, как и в предыдущем («Музей инопланетного вторжения», 2016), перемещается по палатам, как по музейным залам. В «Университете птиц» зритель бродит не сам по себе, а в сопровождении перформерок Ольги Власовой и Натальи Соколовской.
Самым страшным моментом путешествия станут кадры уничтожения птиц в маоистском Китае, а самым поэтичным — превращение одного из пространств в неф храма, где вместо икон висят изображения навсегда исчезнувших видов пернатых, а вместо жертвенника — деревянное корыто с птичьими перьями. Брать на спектакль детей не только можно, но и нужно. Где еще они смогут примерить крылья и даже немного полетать?
Когда: 3, 4 апреля
Где: «Боярские палаты СТД РФ»
Документальный спектакль, воплощенный в форме остроумного музыкального перформанса, основан на пьесе Светланы Петрийчук о девушках, знакомящихся в Сети с радикальными исламистами, решающих стать их женами и уезжающих в Сирию. Несколько реальных историй, в том числе протоколы допросов очень разных женщин из России, Казахстана и Узбекистана, привлекают внимание к сразу нескольким болезненным проблемам современного общества. Ведь, прежде чем осуждать радикальный ислам, стоит заметить, сколько насилия по отношению к женщине в нашем собственном гуманном обществе. Все роли в спектакле режиссерки (так она просит называть себя) Беркович исполняют девушки — и делают это виртуозно.
Когда: 5, 6 апреля
Где: компания «Дочери Сосо», «Боярские палаты СТД РФ»
Текст: Алла Шендерова
29 марта, 2021