В Театре «Практика» поставили спектакль «В кольцах». По сюжету на горожан несколько дней подряд обрушиваются несчастья: от уродств до сексуальной несдержанности, каждый день новое, причем чем ближе к центру живут люди тем хуже у них дела. В основу легла повесть Евгении Некрасовой, которую большинство знают как автора «Калечины-Малечины». Режиссером стала Марина Брусникина, а главную героиню играют сразу 7 девушек. Поговорили с ними о том, как бы выглядела их «несчастливая» Москва, правда ли жители центра отличаются от тех, кто живет за МКАДом и вообще зачем все это.
Удивительно, но при большой любви к литературе у меня никогда не было потребности писать самой. Ни стихи, ни прозу. Года два назад я поставила себе задачу — ознакомиться тем, что сегодня делают женщины-писатели и открыла для себя много новых имен, в том числе Евгению Некрасову (Прим. ред — автор «Несчастливой Москвы»).
Ее работы прочитала и моя подруга, Алена Хованская — хормейстер нашего спектакля. Она обратила мое внимание на эту повесть — я ее перечитала, и действительно — это потрясающая история! Алена советовала «Несчастливую Москву» как просто очень хороший текст, но я поняла — его надо поставить.
История, конечно, могла бы произойти и в другом городе, но зачем? Автор написала конкретно про это место, ей было интересно проанализировать потребность людей существовать именно в Москве, то ощущение, что здесь круто и безопасно, что здесь можно состояться. Жизнь сама добавила нам новое несчастье в концепцию повесть — конечно, речь о COVID-19.
Если задуматься над тем, что хотел сказать автор, окажется, что все не случайно. Неслучайно, что эта история не про одно несчастье, и не просто так каждое несчастье длится только один день, а потом ему на смену приходит другое. Ты не защищен, и даже если ты смиришься, приспособишься и переживешь одно бедствие — не факт, что завтра с тобой не случится новое.
Мое личное несчастье — остаться в одиночестве. Для меня любое место, даже театр — не здание, а команда людей. Семья — не место общего сожительства, а определенные люди, которые ее формируют. Поэтому я бы ничего не добавила к этой истории — многие мои страхи, в том числе и страх одиночества, там уже отразились.
В большинстве случаев несчастья в «Несчастливой Москве» связаны с человеческим эгоизмом. Мне кажется, что чем человек обеспеченнее и защищеннее, тем больше он отдаляется от милосердия и впадает в эксцентричное созерцание собственной жизни, обращая внимание только на себя. Поэтому беды происходят именно такие — обличающие эгоистичную сторону человеческой натуры.
Когда мы прочитали то, что принесла Марина Станиславовна (Прим.ред — Брусникина), был один вопрос — как это ставить в театре? Было сложно представить, как художник сможет технически воплотить все, что происходит в на страницах. а произойти такая история, как мне кажется, может в любом месте, где у тебя родина, которую ты вдруг по той или иной причине не можешь покинуть.
Забавно, что по сюжету в Москве мы «охраняемы» кругами — сама я живу внутри Садового, на Парке Культуры, но часто езжу за город. Мне так комфортно — иногда я в лесу, где тихо, а иногда в центре занимаюсь своими делами. Все люди разные — но внутри кольца происходит так много колхоза! Хотя вроде бы его ждешь скорее от тех, кто живет дальше от центра. Люди, которые ближе к природе более человечны — хотя я в принципе не считаю, что так можно сравнивать.
Всеобщий карантин, как мне кажется, очень созвучен повести — страшно, когда невозможно выйти на улицу, встретиться со своими родными, потому что боишься их заразить. Эта изоляция, несвобода очень вписывается в концепцию. ну и к тому же никто из людей не живет с пониманием, что каждый день может быть последним.
Думаю, автор не просто так выбрала Москву. Место действия для нее — важный аспект. Сама я люблю парки, природу, но мне бы не хотелось уехать куда-то подальше от центра города — мне не нравится тратить много времени, чтобы добраться до важных для меня мест.
Но когда я выхожу из нашего театра попить кофе, чувствую, как отличаются люди на «Патриках» — они вычурные, пафосные. Мне становится неловко. Люди в маленьких городках свободны от беготни, они живут более размеренно, имеют возможность созерцать окружающее.
Когда я первый раз прочитала «Несчастливую Москву», я ее не поняла. О чем она? Зачем она? Обычно, когда я читаю, сразу включается визуализация — а с этой повестью было непонятно: как ее вынести на сцену?
Несмотря на то, что эта история возможна в любом городе, Москва — исходная точка, точка 0 — поэтому все происходит именно в ней. Я живу в самом центре, поэтому если бы описанные события были бы реальны, у меня была самая сложная ситуация. И все же я всем сердцем обожаю Москву и никогда не уеду отсюда. Когда выезжаешь за МКАД, ты попадаешь в невнятное, рваное, пространство, и люди там живут менее приветливые — центр располагает больше.
02 мая, 2021