Каждый год проходит Московский международный кинофестиваль — главный столичный смотр, состоящий из огромного количества программ и фильмов. Казалось бы, одно из центральных культурных событий должно приковывать внимание как жителей Москвы, так и гостей столицы, в том числе из других стран, но происходит ли это? Разбираемся, что произошло с ММКФ.
ММКФ
С конца 90-х президентом смотра остается Никита Михалков — несомненно талантливый режиссер, одаренный человек и хороший организатор. Под его контролем находится не только сам фестиваль, но и все сопутствующие службы и компании, обеспечивающие его работу. Однако из-за этого ММКФ стал своего рода «государством в государстве», куда люди не из ближнего круга попадают с большим трудом. Минимальная ротация кадров и несменяемость основных действующих лиц, определяющих политику смотра, ведут к тем же проблемам, что свойственны целым странам — застой, консервативный подход к формированию программ (во многом из так называемых «друзей фестиваля») и невозможность просочиться на экраны ММКФ фильмам с «неудобными» темами.
С 1972 года Московский кинофестиваль имеет аккредитацию класса «А», которую происвоила ему международная федерация ассоциации кинопродюсеров (FIAPF). Это действительно престижная категория — далеко не каждый международный смотр ее получает. Но парадокс в том, что от понятия классов в FIAPF давно отказались. Федерация изменила принцип своей классификации. Вместо классов есть категории — конкурсные, специализированные, неконкурсные, документальные и короткометражные. ММКФ — один из 15-ти конкурсных фестивалей без специфического уклона. Этот универсальный подход мог бы открыть для смотра множество дверей.
Проблема неинтересного конкурса касается всех категорий: игровая, документальная и короткометражная секции не могут похвастаться ни громкими именами, ни интересными темами, которые поднимают фильмы. Впрочем, в последние годы усилилась документальная секция: с 2019 года ее победитель может претендовать на «Оскар», автоматически попадая в лонг-лист американской киноакадемии в номинации «Лучший документальный фильм». На этом преимущества конкурса ММКФ заканчиваются.
Итальянское кино/ММКФ
Женское кино Израиля/ММКФ
Все это происходит из-за места фестиваля в календаре (после Берлина и до Канн). Большинство по-настоящему стоящих картин, которые могли бы оказаться в конкурсе со статусом мировой премьеры, уходят на другие более престижные смотры. Среди продюсеров и кинематографистов есть понимание, что премьера на Московском кинофестивале дело не самое перспективное — с точки зрения дальнейшей фестивальной истории и привлечения зрительского интереса.
Традиционно ММКФ за 8-10 дней показывает 150-200 фильмов каждый год. В отличие от индустриальных смотров, куда простым смертным не попасть (как, например, в Канны), картины, отобранные на Московский кинофестиваль, доступны и обычным зрителям. Но каждый год кинолюбители, приходящие на главную площадку смотра, кинотеатр «Октябрь», сталкиваются с по-настоящему изуверски составленным расписанием. Разобраться в нем порой сложно даже тому, что привык планировать все «от» и «до».
Кофейня в поле/ММКФ
Последняя «Милая Болгария»/ММКФ
Фильмы, пользующиеся заведомо большой популярностью (во внеконкурсных программах можно встретить победителей фестивалей «большой тройки» — Канны, Берлин, Венеция), нередко имеют один-единственный сеанс поздно вечером. Кинофестиваль, к слову, проходит преимущественно в будние дни; о том, что кому-то утром ехать на работу, никто не думает. Встречаются и сеансы, которые «накладываются» друг на друга — чтобы успеть на второй фильм, приходится не досматривать первый, выбегать из зала и идти на следующий сеанс. Впрочем, на него могут не пустить — кино уже началось, а проходить по аккредитации на свободные места, оставшиеся в зале, по правилам не позволено.
Кинотавр 2020/kinotavrfest
Неофициальное знамя главного российского фестиваля давно забрал «Кинотавр», по-настоящему открывающий для индустрии и мира новые имена и картины. Наиболее сильное документальное кино показывают на специализированном фестивале «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге (смотр, кстати, также аккредитован FIAPF и имеет международный статус). Любители анимации стремятся на главный специализированный фестиваль в Суздале, а поклонники короткого метра едут к берегам Балтийского моря на смотр «Короче» или на тот же «Кинотавр» с сильным короткометражным конкурсом.
Отдельно стоит сказать про грядущий 43-й ММКФ, который организаторы позиционируют как одно из первых крупных оффлайн-событий в Москве, способных вернуть нас в докарантинные времена. Крупнейшие мировые кинофестивали в Америке и Европе переходят либо в гибридный формат, либо полностью в цифровой мир — им удается договорится с правообладателями об условиях онлайн-премьеры, потому что на первом месте здоровье людей. Но столичный смотр, напротив, подвергает риску десятки тысяч зрителей, которые будут сконцентрированы на главной площадке, в кинотеатре «Октябрь» — его 11 залов могут вместить одновременно 3 тысяч человек. Конечно, заболеваемость идет на спад, а организаторы обещают соблюдение всех противовирусных мер Роспотребнадзора, но риск заразиться никто не отменял.
Suzdalfest
Artdocfest
Безусловно, в программе есть, например, отреставрированные картины, наиболее атмосферный просмотр которых возможен только на большом экране. Для таких фильмов необходимо оставлять оффлайн-сеансы. Но 3/4 картин можно безболезненно показать онлайн, такой опыт уже есть у других российских фестивалей: прошедший в марте «Суздальфест» можно было смотреть на специальной платформе, коллеги из «Артдокфеста» переводили часть программы в сеть буквально в середине смотра. Грядущий Beat Film Festival, несмотря на оффлайн-показы, также представит большую часть программы на цифровой площадке. Видимо, у ММКФ «особый путь».
Текст: Тимур Алиев
21 апреля, 2021