Фронтмен группы RSAC Феликс Бондарев в «The City. Говорим» рассказал о том, как песня «Зеленоглазое такси» рассорила его с Iowa, почему не слушает Моргенштерна и боится ли пустого зала.
Я не считаю себя рок-музыкантом. Я многожанровый, многофункциональный, не настолько узколобый, как многие персонажи вокруг. Если говорить о сотрудничестве музыкантов как featuring (совместное исполнение. — Прим. ред.), в моем случае иногда записываю музыку другим, где даже не называюсь в качестве продакшена и featuring. А бывает, хочу, чтобы спели со мной и у меня. Ну это такая типичная ловушка Деймона Албарна и группы Gorillaz. Featuring — это когда мы вместе над делом.
На моем опыте все шло по такому сценарию: сначала мне был просто интересен человек и у меня была идея, где я делаю куплет либо припев и предлагаю. Потом я дошел до того, что я делаю полностью композицию и приблизительно представляю, кто ее должен спеть, с каким тембром и в какой тональности. По сути, я выступаю как продюсер.
Зачем мне становиться продюсером? Я понимаю, что у меня еще есть где-то три-четыре года побегать по сцене с гитарой — и переключусь. Также год без выступлений немного подкосил психическое состояние музыкантов — и мое в частности. Я начал заново любить музыку и любить то, что я делаю. Делать не из-под палки, не для чего-то, а в первую очередь чтобы удовлетворить свои собственные желания. Да, наконец я могу сделать то, что задумал.
С Катей Iowa была самая холодная коллаборация в моей жизни. Это была рекламная коллаборация — песня «Зеленоглазое такси». Но тем не менее мы довольно тепло сдружились с группой и с Катей. На площадке мы не ругались, мы ругались до.
Это был творческий конфликт, мы не сошлись идеями. Очень тяжело, когда я один, а против меня целая группа. Мне надо было так, чтобы я устанавливал разметку на этом поле. Мне нравятся такие проекты, просто я не ожидал, что будет так сложно. Потому что все, что я когда-либо раньше делал, проходило по моему сценарию. А тут мне надо было выжимать свой сценарий. Это как кинуть спичку в стог сена — должно гореть. В то время как до этого этим стогом сена меня пытались задушить. Я не могу сказать: то, что мы сделали, нравится мне больше, чем оригинал. Потому что я не могу себя ставить рядом с культовыми классиками. Я сделал так, что мне не стыдно спустя время.
Олег Кваша в 1987 году задумывал эту песню («Зеленоглазое такси». — Прим. ред.) как макси-сингл на девять исполнителей. Было записано семь вариантов: Олег Кваша, Михаил Боярский, Алла Борисовна (Пугачева. — Прим. ред.) и еще какие-то молодые протеже. Но в итоге вышли только две версии — Олега Кваши и Михаила Боярского. Макси-сингл не получился.
За полгода я решил выпустить три альбома тех групп, в которых я участвую: в феврале были «Щенки», сейчас «Воллны» (VLNY) и жемчужина этой коллекции — «Лето» и RSAC.
«Воллны». «Мексика»
Группа The Cure для меня одна из самых важных за всю мою жизнь. Я устал ждать от них нового альбома на протяжении последних 13 лет и записал для себя свою демоверсию на тех же инструментах, которыми пользуются ребята. Я очень долго искал звук, который мне нужен. Я понимаю, что в RSAC это точно не запихнуть, а тут я могу развлечься. И этот альбом, «Мексика», я делал 4,5 года.
Я не смотрел фильм «Титаник» и никогда не слушал творчество этого исполнителя. Я знаю, что года три-четыре назад Моргенштерн делал за 15 минут хорошие копии популярных песен и у него действительно получалось симпатично. И это пока моя самая высокая отметка. У меня всегда была позиция — не слушать топ-100 в России, потому что можно очень сильно себя испортить и случайно начать это все копировать. Это как делать ставки на спорт. Я не сделал ни одной ставки за всю свою жизнь, но видел людей, которые делали. С точки зрения музыканта, артиста, борьба и гонка в стриминге — это все похоже на спортивные ставки. Ты уже не можешь смотреть матч спокойно, ты хочешь, чтобы именно так случилось, по твоему сценарию, что именно на этом угловом и в первом тайме. Где тут радость? Это никогда не было моей целью. Я зайду в топ-100 летом, когда выйдет новый альбом RSAC.
Не думаю, что как музыкант я чего-то боюсь. Сколько раз уже был пустой зал — это не страшно. Самый главный страх у всех — это бедность. А в музыке? Как можно обеднеть в музыке? Тот сосуд, который ты заполняешь всю свою жизнь, только переливается, не исчезает.
Мне нравится абсолютно все, что у меня получается на данный момент. Я рад возможности, что я могу делать и гитарную музыку, и электронную, могу наслушаться канадского техно 2005 года и найти там свое вдохновение, могу послушать The Sisters of Mercy и найти там опять же себя.
Марк Фишер. «Призраки моей жизни»
Сейчас я читаю книгу Марка Фишера «Призраки моей жизни» — и это именно то, что в данный момент я пытаюсь расшифровать для себя. На самом деле все развитие кончилось где-то в 2005–2008 годах, и мы всегда будем в одной и той же временной петле и не понимать: сейчас 2011-й или 2024-й?.. И непонятно, что будет. Мы всегда будем иметь 1995–1996 годы как последнюю значимую точку в музыке, когда умер джангл и когда появился тустеп.
06 мая, 2021