Выходит биография Стэна Ли, создателя персонажей Marvel. Публикуем отрывок

Выходит биография Стэна Ли, создателя персонажей Marvel. Публикуем отрывок

Издательство АСТ выпускает книгу «Стэн Ли. Эпоха Marvel» Дэнни Фингерота. Стэн Ли прославился на весь мир благодаря своим персонажам — он создал Человека-паука, Халка, Доктора Стрэнджа, «Фантастическую четверку», Железного человека, Сорвиголову, Тора, «Людей Икс». Почитайте эксклюзивный отрывок из его биографии.

Истории происхождения супергероев Marvel имеют некое сходство. В эпоху, когда в школах регулярно проводились учения по подготовке к ядерной атаке, большинство, если не все, персонажи 1960-х годов появились по причине радиации.

Пример тому — Фантастическая Четверка, Халк и Человек-паук. Излучение было легким в использовании поворотом сюжета. Прочитав истории о происхождении героев, можно заметить, что многие из них, намеренно или нет, связаны по тематическому признаку. И данное предположение нельзя назвать неверным. Все персонажи создавались небольшой группой людей в короткий промежуток времени, в эпоху, когда люди были одержимы опасностями ядерной энергетики.

Еще одна общая черта происхождения героев Marvel заключается в том, что над их созданием в основном трудились Стэн Ли и Джек Кирби (Стив Дитко в большой степени задействован в создании таких значимых персонажей, как Человек-паук и Доктор Стрэндж). Не существует единого мнения относительно того, кто внес концептуальный вклад в теперь уже классических персонажей. Художники, очевидно, подарили читателю визуальное повествование. У тех же, кто непосредственно занимался созданием сюжета, имелось собственное мнение в отношении авторства и значимости каждого участника в процессе работы. Вот только рассказы их из раза в раз разнились.

Помимо того, существуют логические выводы людей, которые влились в струю относительно вскоре после создания персонажей. И, конечно же, нельзя забывать о фанатах и историках, которые проводят бесконечную детективную работу, пытаясь собрать воедино «достоверную» информацию о ранних приключениях и историях.

В любом случае, насколько нам известно, рождение персонажей не фиксировалось на пленку. К слову, художники Джин Колан и Дик Айерс изобразили самих себя, записывающих сюжетные конференции с Ли (у Колана в качестве сценариста выступал Стэн). Джон Ромита Старший тоже упоминал о записях, однако все они были сделаны гораздо позже рождения персонажей.)

И действительно, многие герои во время своего дебюта даже не считались такими уж новыми. Они представляли собой имитацию персонажей из мифологии, классической художественной литературы или произведений Шекспира. Иногда за основу брались увиденные по телевизору или в кинотеатре образы или же образы, услышанные по радио десятилетиями ранее. Бывало, что герой становился отголоском персонажа, опубликованного в комиксах конкурента (или самого Гудмена).

В своей речи по случаю вручения Нобелевской премии в 2017 году певец и автор песен Боб Дилан цитировал музыкальные произведения, раскрывающие его чувства. А затем сделал отступление: «Я давно уже запасся собственными принципами, чувствами и осознанным взглядом на мир. Все это я вынес из гимназии. «Дон Кихот», «Айвенго», «Робинзон Крузо», «Путешествие Гулливера», «Повесть о двух городах» и все остальное — это типичная школьная программа, которая дарует взгляд на жизнь, понимание человеческой природы и стандарт для оценки вещей. Сознательно или непреднамеренно, но темы из этих книг вошли во многие мои песни».

«Типичная школьная программа», которая, безусловно, прошла через фильтр уникального восприятия Дилана. Именно это мы называем талантом, а иногда даже гением. Каждый член общества в плановом порядке знакомится с определенными художественными и историческими произведениями. Но лишь некоторые способны взять этот материал и посмотреть на него так, как никто раньше не смотрел. Аналогичным образом Стэн Ли и Джек Кирби взяли этот общий, знакомый материал и превратили во что-то уникальное.

То же самое сделали Ли и Дитко, Ли и другие его коллеги. Они превратили знакомые культурные элементы в нечто иное. Ввиду мирской необходимости укладываться в срок и чем-то зарабатывать на жизнь они создали современную мифологию, которая, будучи коммерческим «продуктом», заодно приносит огромные суммы. В 2001 году в интервью журналу Tripwire Magazine Уилл Айснер назвал Ли «своего рода волшебником», который извлек все лучшее из своих художников.

В равной степени верно и то, что художники тоже пробудили лучшее в Стэне Ли. Они действительно были нужными людьми, которые оказались в нужном месте в нужное время. Вслед за первым выпуском «Фантастической Четверки» (датированным ноябрем 1961 года) в удивительно короткий период времени возникает оригинальный «пантеон». За некоторым исключением, читатели комиксов с энтузиазмом приняли новых героев. Тогда, довольные успехом, Ли и Гудмен приняли решение, что Стэну и Джеку Кирби следовало придумать еще больше супергероев. Что, собственно, они и сделали.

Новые и недавно созданные персонажи, последовавшие за Фантастической Четверкой, появились в следующем порядке. Невероятный Халк, дебютировавший в собственном журнале в январе 1962 года, являлся гибридом Джекилла и Хайда и Франкенштейна. По сюжету ученый Брюс Беннер попал под взрыв гамма-бомбы, в результате чего превратился в зеленокожую машину разрушений. Хотя комикс о Невероятном Халке не возымел большого успеха и продержался всего шесть выпусков, Ли верил в персонажа. Он вернул его в качестве приглашенного гостя в выпуски «Фантастической Четверки» и «Человека-паука». Далее его появление состоялось в «Поразительных историях» (англ. Tales to Astonish), где, начиная с шестидесятого номера, датированного октябрем 1964 года, он противостоял Человеку-муравью (англ. Ant-Man).

Тор (англ. Thor) впервые появился в 83-м выпуске «Путешествий в тайну» (англ. Journey into Mystery) от августа 1962 года (в том же месяце, когда состоялся дебют Человека-паука в 15-м номере «Удивительной фантазии»). Авторами выступили Ли (сюжет), Либер (сценарий) и Кирби (рисунок и, вероятно, вводный сюжет). По сюжету хромой и хилый американский врач Дональд Блэйк во время отпуска в Скандинавии находит заколдованную корявую деревянную палку, которая превращает его в норвежского бога грома. Стоит отметить, что рассказы Либера, созданные из коротких сюжетов Ли, писались «полным сценарием», поэтому художник — обычно Кирби — работал по более структурированному плану, чем при работе непосредственно с Ли.

В 27-м выпуске «Путешествий в тайну», вышедшем в одном месяце с «Халком» (январь 1962 года), Генри Пим изобретает химическую формулу, которая способна уменьшить его до размеров муравья. Однако он не надевал костюм супергероя и не называл себя Человеком-муравьем вплоть до 35-го выпуска от сентября. Позже он также обрел силу, чтобы становиться гигантом. Вскоре к Человеку-муравью / Человеку-великану присоединяется светская львица Джанет Ван Дайн, которую он превращает в Осу (англ. Wasp) — ироничный комментарий еврейских создателей Ли, Либера и Кирби?

Порожденный космическими лучами Человек-Факел, оставаясь частью Фантастической Четверки, выступит сольно на страницах «Странных историй», начиная с выпуска № 101 от октября 1962 года. Некоторые из ранних историй были написаны Джерри Сигелом, который (снова) попал в черный список DC. Большинство сюжетов, тем не менее, принадлежат Ли и Либеру. Кирби и Айерс, а иногда только Айерс, занимались художественной частью.

В 39-м номере «Тревожных историй» (англ. Tales of Suspense) от марта 1963 года промышленник Тони Старк на поле битвы во Вьетнаме становится жертвой мины-ловушки, которая повреждает его сердце. В плену Старк создает первую броню Железного человека (англ. Iron man). История принадлежит Ли, Либеру и Дону Хеку. Костюм Железного человека разработан Кирби, а год спустя модифицирован Дитко. В том же месяце, когда состоялся дебют Железного человека, вышла премьера комикса о Человеке-пауке (через семь месяцев после его появления в «Удивительной фантазии»).

C Доктором Стрэнджем читатель познакомился в 110-м выпуске «Странных историй» (обложка датирована июлем 1963 года). Ядовитое высокомерие знаменитого хирурга Стивена Стрэнджа приводит к автокатастрофе и повреждению нервов, что завершает его медицинскую карьеру и начинает путь к становлению Мастером мистических искусств. Как и Человек-паук, Стрэндж на протяжении всей жизни вел борьбу за искупление эгоистичного поведения.

Созданный Дитко, Стрэндж является отголоском недавно ликвидированного Доктора Друма. Друм, Доктор Дум из «Фантастической Четверки» и Стрэндж основаны на элементах радиосериалов 30-х годов, таких как любимец детства Ли «Чанду-волшебник» и «Затерянный горизонт» (книга и фильм по ней).

Двойственное отношение Стэна к доктору Стрэнджу демонстрировалось в письме Джерри Бейлсу от 9 января 1963 года: «Что ж, у нас есть новый персонаж для «Странных историй» (пятистраничный филлер под названием Доктор Стрэндж). Его нарисует Стив Дитко. Затронем тему черной магии. В первой 134 истории ничего особенного не вижу, но, возможно, мы сможем из него что-то слепить. Это была идея Стива, и я подумал, что мы дадим ему шанс. Хотя, опять же, нам пришлось слишком торопиться».

По словам Стива, остается неясным, что имел в виду Ли: происхождение персонажа, мистический мотив, сюжет первой истории или некоторую комбинацию всех элементов. Ясно то, что Ли — по крайней мере на раннем этапе — не испытывал по поводу Стрэнджа большого энтузиазма и не слишком беспокоился о сказанных словах относительно нового героя представителю фан-прессы. Хотя Дитко был одним из его любимых художников, напряжение в отношениях, похоже, нарастало даже на раннем этапе их сотрудничества в эпоху супергероев Marvel. Это подтверждают более поздние работы Дитко, где он выразил глубокое негодование по поводу отношения Ли к персонажу и к самому Дитко.

Вот что он писал: «Фраза «ничего особенного» серьезно подрывает и игнорирует мой вклад и ценность первоначальной идеи. «Возможно, мы…» — очевидная подачка Ли, подразумевающая, что он должен сделать всю работу и что-то «из него слепить»… Получается, Стэн дает работу, затем обесценивает ее, забирает, и в итоге он остается единственным настоящим творческим умом».

Однако новые герои не закончились Доктором Стрэнджем. По словам Ли, чтобы доказать способность Marvel работать в любом жанре, они с Кирби придумали боевой комикс «Воющие коммандос Ника Фьюри» (англ. Sgt. Fury and His Howling Commandos). Первый выпуск вышел в мае 1963 года. Спустя пару лет Фьюри, теперь уже с повязкой на глазу, станет новым лидером тайной шпионской группы «Щ.И.Т», созданной Ли — Кирби и появившейся в 135-м выпуске «Странных историй» в августе 1965 года.

В первом номере «Людей Икс» (англ. X-Men) от сентября 1963 года Чарльз Ксавьер собирает команду молодых людей, чьи способности мутантов (обычно приписываемые тому или иному виду облучения родителей до рождения героев) заставляют их ненавидеть и бояться окружающего мира, несмотря на приверженность его защищать. Люди Икс были созданы Ли и Кирби. Первый выпуск «Мстителей» (англ. Avengers), вышедшего в сентябре 1963 года, собирает в одну команду Тора, Железного человека, Человека-муравья, Осу и (на короткое время) Халка. Ли и Кирби выполнили желание Гудмена и дали ему отряд уже состоявшихся супергероев (как Лига справедливости).

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости