В «The City. Говорим» художница Саша Фролова рассказала о том, зачем она создает надувные скульптуры из латекса, как относится к подражателям и почему не хочет заниматься модой.
@sashafrolova
@sashafrolova
Я профессионально занимаюсь надувательством. (Смеется.) Это честное стопроцентное надувательство. Доказывать, что то, что я делаю, — искусство, не имеет никакого смысла, потому что у каждого все равно на этот счет свое мнение. Я создаю для людей некий параллельный мир, в который они могут погрузиться и отвлечься от реальности. Моя цель — создавать что-то новое, чего не существовало прежде.
Предназначение художника — двигать прогресс человечества, фантазировать. Именно писатели-фантасты, художники еще 200–300 лет назад создали нашу сегодняшнюю реальность. Сегодня мы, художники, создаем реальность завтрашнего дня. В этом я и вижу свою миссию.
Мне нравится эстетика ретрофутуризма. Но все равно латекс вызывает ассоциации с чем-то очень современным, хотя его добывают уже тысячу лет, а используют в одежде больше 60 лет. Но я иду не только от материала, но и от форм, образов.
sashafrolova.com
Образы, которые я создаю, иногда сравнивают с надувными женщинами. Такие сравнения мне не очень приятны. Но я художник-женщина, и мне интересно говорить о том, что я знаю. Я чувствую какую-то тенденцию и ее передаю, но специально где-то подкрутить и прибавить феминизма или убавить женственности — такой задачи нет.
Между Россией и остальным миром большая разница в уровне восприятия тем о сексе. Если в Европе сексуальная революция произошла еще 50 лет назад, то у нас она происходит только последние десять лет. Раскрепощение пока не наступает. Мы вроде немного раскрепостились, а потом сразу закрепостились. Процесс идет очень сложно.
Границы моды сейчас очень сильно размыты. То, что мы видим на подиумах, часто является искусством. Меня тоже многие относят к арт-фэшну, но только модой мне заниматься скучно, потому что мода — это прежде всего бизнес.
В последнее время возвращается тренд на позитивное, красивое искусство. Арт, который дарит положительные эмоции, а не только строгое и концептуальное. Ситуация, когда человек приходит и не понимает заумную историю, уже не так популярна. А позитивное искусство вовлекает зрителя в процесс.
Искусство начало приносить мне деньги лет пять-шесть назад. До этого я думала о том, как бы не уйти в минус, не говоря уже о плюсе. Я не могла на это жить. Сейчас мне искусство приносит деньги, я ощущаю, что востребована и интересна.
@sashafrolova
@sashafrolova
Я от NFT в восторге. Сделала дроп цифровой одежды — три костюма, которые мы повторили в диджитал-виде, их можно приобрести. Покупатель может на себя примерить костюм на фотографии, на видео или владеть этим костюмом как объектом искусства. Этот костюм можно встроить даже в компьютерные игры.
Повторить мои костюмы скорее сложно, чем дорого. Есть люди в Лос-Анджелесе, которые копируют мои надувные парики. Но меня это не беспокоит, потому что я художник мультижанровый. Будут копировать парики — я начну делать лентикулярные скульптуры, NFT-видео, создавать целые виртуальные миры. Они скопируют что-то одно, а я придумаю на это десять новых париков. За мной все равно не угнаться.
У меня есть помощники, которые помогают мне в реализации проектов. Как я работала ассистентом у Андрея Бартенева многие годы, так же и они растут как художники. Но у каждого свой путь. Мне хочется, конечно, тоже собирать вокруг себя художников и взращивать их. Но это миссия. Андрей хочет вырастить целое поколение художников.
Эфир The City от 23 августа
24 августа, 2021