XXII Международный театральный фестиваль «Новый европейский театр» (NET) стартовал в Москве 9 ноября и продлится до 19 декабря. Как и в предыдущие годы, в программе фестиваля спектакли главных трендсеттеров современного театра. Рассказываем про главные постановки.
Представьте: палящее солнце, защитный крем, разноцветные плавки, разгоряченные тела. Детский визг, смех, звук фургона с мороженым вдалеке. Музыкальный ритм волн, успокаивающий шум прибоя. Шелест пластиковых пакетов, кружащихся в воздухе, а затем бесшумно опускающихся и плывущих по морской глади. Грохот вулкана, или самолета, или катера. Затем хор, исполняющий и популярные радостные песни, и песни, полные тревоги и тоски, и простые песенки почти ни о чем. И среди всех этих звуков — медленный скрип истощенной Земли, вздох.
За столь необычный взгляд на актуальную проблему человечества перформанс-опера Sun & Sea (Marina), поставленная тремя литовскими художницами Ругиле Барзджюкайте, Вайвой Грайните и Линой Лапелите, в 2019 году была удостоена «Золотого льва».
Когда: 19–21 ноября
Где: другая сцена театра «Современник», Чистопрудный б-р, 17
Продолжительность: 1 час
Выставка-спектакль исследует феномен холодной войны — явления, распространенного в мире с середины 1940-х до конца 1980-х годов. Создатели проекта обнаруживают черты сходства этого исторического периода с современностью и исследуют феномен «прошлого в настоящем». Пропаганда переплетается с обыденностью, а документальные факты — с мокьюментари, складываясь в свойственную «Театру взаимных действий» эстетику — художественное смешение фактографического материала и примет фантазийной, альтернативной истории.
«Театр взаимных действий» — это открытое объединение художников Леши Лобанова, Ксении Перетрухиной, Шифры Каждан и продюсера Александры Мун. Работы театра отличает визуальная ориентированность и отсутствие авторитарной фигуры режиссера.
Когда: 25–28 ноября
Где: Музей-мастерская Дмитрия Налбандяна, ул. Тверская, 8/2
Продолжительность: 1 час
Постановка создана по одноименной пьесе Юлии Савиковской. Она состоит из 12 лаконичных диалогов разных людей, существующих в апокалиптическом мире будущего, в котором произошла некая утечка. На наших глазах сознание и язык этих людей деградируют и расчеловечиваются. Впрочем, самим героям это не мешает жить, ссориться, мириться и пытаться вспомнить, что же случилось с ними и миром.
Спектакль совмещает в себе элементы читки и аудиовизуального перформанса, в котором трансляция живого исполнения совмещается со звуковыми инсталляциями, фотографией, видео.
Когда: 26–27 ноября
Где: Центр имени Мейерхольда, ул. Новослободская, 23
Продолжительность: 1 час 20 минут
После смерти отца швейцарский драматург и режиссер Борис Никитин начинает писать историю его болезни — бокового амиотрофического склероза. Болезнь оказалась недолгой: от постановки диагноза до смерти прошел всего год. Почти сразу отец предложил обратиться к эвтаназии, легализованной в Швейцарии. Это решение стало переломным моментом в жизни автора. Никитин соединяет историю признания отца с историей собственного каминг-аута, совершенного 20 лет назад, и открывает дискуссию о том, что значит открыться общественности, сделав себя уязвимым.
«Эссе об умирании» стало первой работой режиссера, где он выходит на сцену и напрямую обращается к зрителю. Увидеть постановку в этом году можно как бесплатно в записи на сайте фестиваля, так и на театральной сцене.
Когда: 1 и 3–4 декабря
Где: Малая сцена Театра наций, Петровский пер., 3
Продолжительность: 1 час
На границе между человеком и марионеткой, крестьянином и пугалом существуют пять персонажей Farm Fatale. Зрители оказываются в мире, напоминающем ферму — со стогами сена, кукарекающим петухом, щебечущими птицами и коллекцией сельскохозяйственных инструментов. Однако в этом мире люди вымерли из-за загрязнения окружающей среды. Только группа поэтов-пугал продолжает жить, управляя независимой радиостанцией. Они поют, придумывают лозунги и иногда философствуют.
Обезоруживающе забавные и добрые герои Farm Fatale живут словно растения или животные — каким-то образом они пытаются держаться подальше от безудержного капитализма, который уничтожает леса, земли и океаны. Они воплощают собой то, что режиссер Филипп Кен описывает как «театр постапокалиптического замедления».
Когда: 15 декабря
Где: театр Et Cetera, Фролов пер., 2
Продолжительность: 1 час
Вход на спектакли осуществляется только по паспорту и QR-коду. Билеты можно приобрести на сайте.
09 ноября, 2021