На этой неделе, 4 августа, в российский прокат выходит комедийный ужастик про зомби с Роменом Дюрисом «Убойный монтаж». В эксклюзивном интервью The City режиссер фильма Мишель Хазанавичус рассказал о том, почему в нем довольно много небанальных ругательств и как подбирался актерский состав.
— Как вам в голову пришла идея создания «Убойного монтажа»?
— Я уже давно хотел написать комедию о съемках кино. За годы работы на площадке я видел кучу примеров очень необычного и смешного поведения людей вокруг. Я пережил множество съемок — иногда они были легкими и веселыми, иногда трогательными и даже грустными. Съемочная площадка — это основа моего фильма, а в жизни это своего рода утрированное микросообщество, в котором персонажи зачастую проявляют себя самым удивительным образом. Я начал работу над этой идеей во время первого локдауна: стал собирать воедино свои заметки и работать над сценарием, который почему-то крутился вокруг съемок одним дублем. Потом совершенно случайно рассказал об этом Венсану Маравалю (кинопродюсер. — Прим. ред.). Он очень обрадовался, что меня интересует этот сюжет, потому что его компания как раз приобрела права на японский студенческий фильм 2017 года «Зомби одним планом!», который напрямую связан с моей задумкой. Я посмотрел этот фильм, и мне он очень понравился, особенно блестящая структурная концепция. Тогда я сказал Венсану и Ноэми Девиде (кинопродюсер — Прим. ред.), которые смотрели оригинальный фильм на фестивале, что хочу сделать ремейк. В итоге «Убойный монтаж» — это ремейк японского фильма режиссера Синъитиро Уэды, который сам по себе является адаптацией пьесы «Призрак в ящике».
— Вы можете назвать себя фанатом фильмов про зомби?
— Не совсем. На каком-то этапе я посмотрел несколько, потому что они казались мне забавными, но не могу сказать, что я фанат. С другой стороны, мне импонирует идея о том, что режиссер делает фильм несмотря ни на что, есть у него бюджет или нет. Главное — процесс создания. Мне такой подход кажется не только смелым, но и очень честным. В этом плане «Эд Вуд» Тима Бёртона — настоящее достижение. Готовясь к «Убойному монтажу», я посмотрел кучу фильмов и сериалов про зомби, а также пересмотрел все фильмы Джорджа Ромеро. Возможно, основная локация напомнит вам торговый центр из «Рассвета живых мертвецов». Но вообще мой фильм не классический фильм про зомби, это вам не «Поезд в Пусан»...
— Тем не менее в вашем фильме не чувствуется презрения к этому жанру.
— Нет, ни в коем случае. На мой взгляд, хорошая интерпретация может получиться только там, где есть уважение в адрес воспроизводимого фильма. Это делает работу более интересной и многоуровневой. Без уважения к оригиналу пародия может легко скатиться в издевку. Зачастую между ними тонкая грань, поэтому необходимо хорошо относиться к оригиналу, чтобы получился удачный ремейк. За чем-то смешным всегда стоит реальная история, и важно быть с этой историей на одной волне.
— В вашем фильме участвует японская актриса, которая играла продюсера в «Зомби одним планом!». Приходилось ли вам на 100% соответствовать оригинальной версии фильма?
— И да, и нет. Я переделал все, что было можно, чтобы быть как можно правдивее. Разумеется, оставил структуру и все, что мне нравилось, и еще я старался соответствовать задору оригинального фильма, снятого за шесть дней с крошечным бюджетом. Мы, конечно, работали в другом масштабе, но и наш фильм не сказать чтобы очень дорогой. Мы снимали его шесть недель с бюджетом 4 миллиона евро. Что касается актрисы Ёсико Такэхары — она просто невероятная. Ее безуминка не только уморительно смешна, но еще и полезна для сюжета. Видя ее, действительно легче веришь в существование такого проекта, который мог зародиться только в голове у ее героини.
— Фильм изобилует ругательствами в адрес зомби, поэтическими и не очень: «Сайонара, упырь однорукий!», «постапокалиптический кусок дерьма» или «сраные зомби, я вас всех распотрошу!».
— Есть такое. Дело в том, что этот фильм достаточно остроумный, чтобы позволить самому себе скатиться вот в такой идиотизм. Эти высказывания напрашивались сами собой как раз потому, что фильм не построен только на них. Он гораздо богаче, поэтому мне казалось логичным сбалансировать его такой вот нелепостью.
— У вас четко прослеживается любовный посыл в адрес людей, работающих в киноиндустрии.
— Да, и это главная идея. Наши персонажи сталкиваются с трудностями и поначалу не блистают в их преодолении, у каждого водятся свои тараканы, но в какой-то момент они объединяют силы и доводят дело до конца. И в этот момент они становятся настоящими героями. Фильм, который они снимают, далек от звания шедевра, но они продолжают делать свою работу. Они доводят все до конца, вот что важно. Снимать фильм — дело тяжелое. Даже плохой фильм снять трудно. Это критики говорят, что мы сняли плохое кино, но что тут поделать?
У меня много друзей среди режиссеров, и я ни разу не слышал ни от кого из них: «Я вот снимаю какую-то фигню». Мы каждый раз делаем все, что можем. Иногда у нас не все получается, иногда не хватает денег, или мы не можем получить актера, которого хотели, или он не выучил текст, или начинается дождь, хотя по сюжету нужно солнце... Короче, проблем возникает много, и не всегда получается решать их удачно. Иногда мы сами можем что-то испортить. Но в то же время съемки — это очень интересное предприятие, это разносторонний опыт — когда мы месяц, два, три работаем бок о бок, живем вместе и каждый старается выполнить свою работу максимально хорошо. Коллектив — это нечто большее, чем просто сумма отдельных личностей, а совместно прожитый опыт может быть куда интереснее и прекраснее, чем то, над чем вы работаете. И необязательно это должен быть какой-то шедевр. Вот о чем этот фильм.
— Вы собрали потрясающий актерский состав.
— Да, в этом фильме получилось много персонажей, которые почти все время присутствуют на экране, и нам повезло найти достойных исполнителей, которые с радостью взялись за дело. Список будет большим, и я ценю вклад каждого из них. Финнэгана Олдфилда я заметил в «Селфи» и «Нам нужен ваш голос», а еще я запомнил его шутку на премии «Сезар» в тот год, когда меня номинировали с «Молодым Годаром». Я предложил ему роль такого актера-душнилы, и он согласился без раздумий. Это было идеальное попадание: Финнегэн очень глубоко прорабатывает свои роли, исследует персонажа, у него очень заразительная энергетика, и он был рад сняться в полноценной комедии. Мне очень импонирует его стрессоустойчивость и жизнелюбие.
Дальше Грегори Гадебуа. Я уже работал с ним раньше, и я его просто обожаю. Он тоже очень обрадовался приглашению в комедийный фильм. Он главный добряк. Грегори не очень привык к комедиям, но он умеет делать все. У него уморительная роль в этом фильме. Рафаэля Кенара я заприметил в «Жвалах» Квентина Дюпьё. Если коротко: он идеален в своей роли, в нем чувствуется какая-то свежесть — в общем, он нечто.
Потом у нас есть Матильда Лутс, ее я увидел в фильме «Выжившая». Она тоже идеально подходит для своей роли: она красивая, что необходимо для ее героини, и она прекрасно понимает жанр, что помогает ей тонко отыгрывать комические сцены. Также у меня был Себастьян Шассейн — это человек-хамелеон. Ему всегда удается оставаться максимально естественным, даже когда колесо комедии раскручено на полную. Жан-Паскаль Зади — натуральный комик. Ему ничего не стоит быть смешным, но, помимо этого, он еще и великолепный актер, очень тонкий и остроумный. То же самое могу сказать про Лье Салема — это опытный актер, который не стремится казаться смешным, но доверяется ситуации и привносит в нее разнообразие и глубину.
Я не могу не упомянуть Аньес Херстель, Луану Байрами и Раику Хазанавичус — они сыграли небольшие, но довольно колоритные роли, которые, несомненно, добавили в сюжет красок. Ну и наконец моя старшая дочь Симона Хазанавичус, которая сыграла дочь режиссера в исполнении Ромена Дюриса. Работать с ней было очень приятно. Заново узнавать свою дочь в качестве актрисы, работать с ее переживаниями — это очень необычный, но крайне положительный опыт. Она привносит в фильм особый шарм, что делает его еще дороже для меня.
— А первую часть действительно снимали одним дублем?
— Это правда 32-минутный дубль с одной небольшой монтажной правкой, которую пришлось внести по техническим причинам. Но нам удалось это потому, что эта часть была задумана, выполнена и снята как один дубль. Я никогда не был одержим съемками одним кадром, как, например, Гаспар Ноэ или Альфонсо Куарон. Для меня это не какой-то святой Грааль, хотя, очевидно, в некоторых случаях это значительно помогает кинонарративу. У меня был опыт таких съемок, но именно в работе над комедиями я предпочитаю иметь возможность что-то вырезать, чтобы взять от каждой сцены самое лучшее, выделить актеров, отрегулировать темп. Здесь же ко всем обычным трудностям добавилось еще одно требование: этот фильм должен выглядеть как полный провал. Но это должен быть контролируемый провал, потому что он готовит зрителя к последней части фильма. В общем, я сделал гигантскую раскадровку.
У нас в фильме много искусственной крови, отрубание голов, перевоплощения в зомби за 30 секунд, протезы, линзы и все такое. Мы спланировали и отрепетировали все, что только можно, чтобы тайминг был максимально точным. Должен сказать, что вся команда была на одной волне и мы испытали приблизительно то же, о чем и снимали фильм. Мне повезло собрать очень талантливую и сильную команду.
— Режиссер в исполнении Ромена Дюриса постоянно бегает. Режиссеры правда так много бегают на съемках?
— Не совсем в буквальном смысле, но все же лучше на съемки надевать удобную обувь. Нас не покидает какое-то чувство срочности, потому что на площадке задействовано много людей, а это много денег. Их время стоит дорого. Так что в переносном смысле — да, мы все время бежим. Гонимся за тем фильмом, который хотим сделать, а он все время убегает.
02 августа, 2022