15 августа ежегодно отмечают День археолога. По этому случаю вместе с Государственным историческим музеем рассказываем про пять самых интересных археологических находок, которые были сделаны в разное время в Москве.
Гордость музейного собрания — клад, найденный в 1894 году в подклете Благовещенского собора Московского Кремля. Он состоял из фрагментов восточной посуды, которые после завершения археологических работ были переданы в Исторический музей и хранились там в таком виде почти 100 лет. В 1980-х опытным реставраторам музея удалось из разрозненных кусочков керамики восстановить две кашинные чаши сирийского происхождения, нижнюю часть бутыли из Средней Азии и золотоордынскую вазу гюльабдан — в такие наливали розовую воду для омовения рук после еды.
Но наибольший интерес представляет, на первый взгляд, достаточно простая чаша оливкового цвета. Она попала в столицу из Китая, преодолев путь почти в 5 тысяч километров. Чаша была создана в XIII–XV веках из очень дорогого материала — селадона — плотного, хорошо отмученного фарфорового теста, покрытого поливой разных оттенков оливкового цвета, с гравированным орнаментом. Скорее всего, набор этих сосудов был вкладом в великокняжескую сокровищницу.
Огромные объемы и скорость земляных работ при строительстве первой очереди метро не позволяли проводить археологам полноценные раскопки на всех участках 13-километровой трассы, но, несмотря на это, им удалось найти около тысячи различных предметов. Одна из наиболее ценных находок — целиком сохранившиеся чернолощеные кувшины XVI–XVII веков. До этого лощеная керамика в московском культурном слое была известна только по черепкам, а целые формы никогда не встречались.
Чернолощеные керамические изделия были парадной столовой посудой. Они изготавливались путем специального обжига, в результате которого тесто становилось очень плотным, а посуда приобретала блестящую поверхность, имитирующую металлический блеск. Чернолощеная керамика использовалась для хранения и розлива напитков и прочих жидкостей. Также благодаря плотности глиняного теста в таких сосудах лучше сохранялись молочные продукты.
Первая московская берестяная грамота была найдена 27 августа 1988 года в ходе работ в Историческом проезде, практически в 20 шагах от нынешнего посетительского входа в Исторический музей. Ее датируют первой третью XV века. Находка особенна еще и тем, что в Новгороде к этому времени были найдены сотни берестяных грамот, но в Москве это была первая подобная находка. Грамота хорошо сохранилась, на ней можно увидеть текст, состоящий из 16 строк, но прочесть их как нечто целостное невозможно. Единственное, что ученым удалось разобрать, — это первая строчка «Суд суд(и)л». Вероятно, это фрагмент судебного документа. На сегодняшний день археологи обнаружили в Москве уже четыре берестяные грамоты.
Десятки бытовых предметов и множество монет были найдены в 2005 году в процессе раскопок, предшествовавших благоустройству территории возле Покровского собора (храма Василия Блаженного). Наиболее интересны среди них серебряные копейки, или «чешуйки», выпущенные в правление царя Ивана IV, а также польская золотая монета времен Смуты. По поводу «чешуек» есть предположение, что на некоторых монетах изображен сам Иван Грозный. Вывод о портретном сходстве сделали из-за характерного профиля носа.
Самая новая находка в нашей подборке. Исследования проводились в мае 2021 года возле памятника Минину и Пожарскому в преддверии будущей реставрации монумента. Тогда было найдено около 30 различных артефактов XVI — начала XIX века.
Но отдельного внимания стоит забутовка (подложка под основание) постамента памятника Минину и Пожарскому. Ее кладка состоит из белокаменных архитектурных деталей. И есть предположение, что эти элементы относятся к ансамблю Чудова монастыря Московского Кремля, который был разобран в 1929–1932 годах. Именно в это время памятник был перенесен от центрального входа ГУМа к Покровскому собору. Скорее всего, для укрепления нового основания памятника были использованы камни из разрушенных построек монастыря.
15 августа, 2022