«Экстраполяции»: экологический сериал от создателей «Заражения». Рецензия кинокритика

«Экстраполяции»: экологический сериал от создателей «Заражения». Рецензия кинокритика

17 марта на Apple TV+ состоялась премьера сериала «Экстраполяции», написанного и спродюсированного Скоттом З. Бернсом («Заражение», «Ультиматум Борна»). В главных ролях много голливудских звезд — Мэрил Стрип, Кит Харингтон, Эдвард Нортон и другие. Это масштабное высказывание о том, куда человечество заведут нерешенные экологические проблемы в будущем. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, как и почему помпезный сериал разваливается под собственным весом.

Apple TV

2037 год. Человечество страдает из-за экологических проблем, обостренных до крайней степени. Температура воздуха поднялась до небывалых высот, отчего огромные площади лесов начали гореть. Ледники тают — как итог уровень воды поднимается, некоторые мегаполисы рискуют оказаться под водой. И это лишь немногие из бед: в апокалиптическом меню представлено также вымирание животных и растений, мутации, в том числе человеческие, расцвет болезней и, конечно, повсеместная зависимость от технологий, без которых мир просто больше не может существовать. На почве всего этого продолжают обогащаться нечистые на руку миллиардеры, живущие по принципу «все равно завтра умирать». Один из них — амбициозный и прагматичный Николас Билтон, который по факту и является виновником многих бед. Экоактивисты по всему миру пытаются если не остановить, то хотя бы замедлить конец света, а проповедники вещают о скором покаянии человечества.

При просмотре «Экстраполяций» в голову неизбежно лезет слово, которое становится рефреном всего сериала, — «дожили». Чтобы привлечь внимание к проблемам экологии, технологический гигант вынужден созывать на высокобюджетный сериальный капустник звезд первой величины. Мэрил Стрип, Кит Харингтон, Тоби Магуайр, Эдвард Нортон, Марион Котийяр, Сиенна Миллер, Форест Уитакер — это лишь небольшой список тех, кого затащили в новый проект Apple TV+. Трудно сказать, сработает ли это по части привлечения аудитории, но точно сработает на тех, чьим вниманием все же удалось завладеть: пара-тройка десятков выдающихся артистов разыгрывают прямо-таки античную драму о скором конце света, скрещенную с популистской публицистикой. Общая дороговизна исполнения, от обилия компьютерной графики до масштабной географии по всему миру, должна завораживать визуалом.

«Экстраполяции»: экологический сериал от создателей «Заражения». Рецензия кинокритика

Apple TV

Как и имя сценариста-продюсера-постановщика — внушать доверие. Скотт З. Бернс в пору пандемии прославился драмой «Заражение», предсказавшей ход распространения подобной болячки за десяток лет до ее расцвета. Вот только в отличие от Стивена Содерберга, снявшего и, что важно, смонтировавшего экологический триллер на манер чуть ли не документального фильма, «Экстраполяции» выбирают путь пафосного высказывания-пророчества вселенского масштаба. С заламыванием рук всех до одного действующих лиц, вавилонскими столпотворениями разъяренных и даже говорящими китами. Иногда действо прерывается на судьбы обычных людей, но в основном мы видим, как историю вершат люди с деньгами и властью, ну или хотя бы с чем-то одним из двух.

И это первый момент, который мешает подключиться к сюжету: в подобных героях, от техномагнатов, размышляющих о добыче ресурсов на руинах старого мира, до амбициозных экологических активисток, ведущих за собой похожих на сектантов сторонников, тяжело разглядеть себя. Сериал почти не демонстрирует, что происходит с обычными людьми, а если и демонстрирует, то это прохиндеи с покерфейсами, которых не особо волнует происходящее. В этом триптихе горящего и тонущего по всем фронтам мира думающему и понимающему, но обычному человеку категорически не с кем себя ассоциировать. И это еще куда ни шло — в конце концов, как-то же удается разглядеть что-то человеческое в героях какого-нибудь «Карточного домика» или «Наследников», где персонажи через одного мечтают откусить что-нибудь соседу.

«Экстраполяции»: экологический сериал от создателей «Заражения». Рецензия кинокритика

Apple TV

Куда более существенная проблема в другом: переусложненная структура, начиненная десятками персонажей, которые порой появляются на одну серию, чтобы исчезнуть уже в следующей, способствует скорее очень быстрому выключению из сюжета, чем наоборот. Как и назидательность в интонации, когда в итоге все скатывается к довольно банальной и не то чтобы очень полезной мысли: гляньте, какие люди бяки, засрали планету. Из всего этого следует фундаментальная и по итогу роковая ошибка авторов: взявшись говорить о, безусловно, крайне важных и насущных вещах, они выбрали форму, которая раздражает навязчивостью и высокопарностью. Люди, которые и так понимают, что решить экологические вопросы — задача, требующая вовлеченности всех и каждого, ничего нового для себя не почерпнут, кроме страшных сказок о геенне огненной.

Те же, кто относится к экоактивизму как к сомнительной бабайке, услышат реплику, которая прямо отвечает на вопрос, что не так с идейной составляющей «Экстраполяций»: «На рубеже столетий изменение климата считали симптомом капитализма, но капитализм — еще и лекарство». Попроще стоило выбирать формулировки, если действительно была цель достучаться, а не просто покичиться знанием климатических изменений и количеством денег, затраченных на благие знамения.

Фото: Apple TV

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

Новости