Реклама от Маяковского: что смотреть на выставке плакатов поэта

Реклама от Маяковского: что смотреть на выставке плакатов поэта

В Подземном музее парка «Зарядье» открылась выставка «Владимир Маяковский: „Я — рекламист“», которая знакомит с творчеством Маяковского-рекламиста. Он был не только поэтом, сценаристом, актером, но еще и создавал злободневные плакаты и занимался продвижением продукции различных трестов. Фактически именно Маяковский заложил основы отечественной рекламной отрасли. Рассказываем, что обязательно нужно увидеть на выставке.

Фрагменты фильма «Закованная фильмой» (1918)

Реклама от Маяковского: что смотреть на выставке плакатов поэта

В 1918 году Маяковский задумал снять кино с Лилей Брик и начал писать сценарий. Так появилась история о Художнике, который обладает даром видеть саму суть людей. Очень скоро ему становится тоскливо оттого, что его окружают лишь те, кого интересует низменное — деньги, модные вещи, азартные игры. Но однажды к поэту с киноэкрана сходит Балерина: Художник наконец встречает свою любовь. Только она не может долго оставаться в этом мире и в итоге возвращается в экранную страну Любляндию. А главный герой отправляется на ее поиски. Маяковский не только написал сценарий немой ленты, но и сыграл главную роль, а Лиля Брик стала Балериной. Снял «Закованную фильмой» Никандр Туркин. Он уже работал с Маяковским: сыграл главную роль в его экранизации «Мартина Идена» Джека Лондона — «Не для денег родившийся». Но в этот раз что-то пошло не так: поэт посчитал, что постановка изуродовала сценарий «до полного стыда» и его замысел вообще уничтожили. Так это или нет, теперь не скажешь: сохранились лишь фрагменты фильма.


Плакат «Эх, султан, сидел бы в Порте...» (1914)

Реклама от Маяковского: что смотреть на выставке плакатов поэта

В 1914 году Владимир Маяковский присоединился к издательству «Сегодняшний лубок». Сатирические плакаты в технике лубка, критикующие врагов Российской империи, он создавал вместе с Аристархом Лентуловым и Казимиром Малевичем. Причем не только сочинял стихи, но и рисовал. Вычислить, какие из плакатов создал Маяковский-художник, довольно легко: на его рисунках лошади всегда с волнистыми гривами. На плакате «Эх, султан, сидел бы в Порте…» интересно и другое: фигуру турка Владимир Маяковский сделал намеренно непропорциональной, как будто ненастоящей.


Реклама ГУМа в газете «Известия ВЦИК» (1923)

Реклама от Маяковского: что смотреть на выставке плакатов поэта

В 1920-м Владимир Маяковский познакомился с Александром Родченко. Увидев на выставке лозунги, которые тот придумал для рекламного плаката «Добролета», поэт раскритиковал его идеи. В ответ Родченко заметил, что ни один профессиональный поэт не занимается рекламой. А через три года они начали работать вместе, создав фирму «Реклам конструктор: Маяковский — Родченко»: Маяковский сам искал заказчиков, придумывал тексты и делал предварительные эскизы, а Родченко работал над визуальными образами. Для ГУМа они создали дюжину рекламных проектов, в том числе и логотип.


Проект эмблемы «Нигде, кроме как в Моссельпроме» (1925)

Реклама от Маяковского: что смотреть на выставке плакатов поэта

Маяковский и Родченко создавали рекламу для крупных производственных объединений. Их плакаты призывали покупать галоши, шины, игрушки, продукты. Только для Резинотреста они придумали 12 плакатов. А для шоколадных конфет Маяковский и Родченко написали и нарисовали больше сотни рекламных продуктов. Они создали и логотип объединения со знаменитым слоганом «Нигде, кроме как в Моссельпроме». Он обозначался на всей продукции и в виде световой инсталляции был установлен на здании управления треста. Плакаты творческого альянса «Реклам конструктор: Маяковский — Родченко» в 1925 году увидела и французская публика. Они размещались в Рабочем клубе, который для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже спроектировал Александр Родченко, один из них был удостоен серебряной медали.


Плакат «Воды не бойся: ежедневно мойся» (1936)

Реклама от Маяковского: что смотреть на выставке плакатов поэта

Маяковский не только создавал рекламу для калош и конфет, но и рассказывал о важности гигиены. Его отец умер от заражения крови — укололся булавкой, когда сшивал бумаги. После этого у поэта развилась бактериофобия, да и швейных принадлежностей он старался избегать. Уже после его смерти Главпарфюмер использовал его тексты с гигиенических плакатов для рекламы своей продукции — мыла и зубного порошка.

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

Новости