Форма поиска по сайту
Все материалы

Супергруппа «Куртки Кобейна»: что надо знать о новом проекте Шуры Би-2

Программа_Топ_3музыка

16 августа, 2019

У супергруппы «Куртки Кобейна» – экспериментального проекта Шуры Би-2 – вышел дебютный альбом. Рассказываем, как у музыкантов появилась идея объединить в песнях самых непохожих артистов, например, Манижу и Леонида Агутина.

Что такое супербенд?

Термин superband (супергруппа) появился в середине 60-х в США, когда участники известных коллективов, успешные и популярные артисты, выступающие в разных жанрах, на время объединялись в группу, отыгрывали вместе концерт, записывали пару композиций или альбом. Чаще всего участниками подобных экспериментов становились поп-музыканты и рокеры, но бывали и исключения. Один из самых ярких примеров – объединение «Три тенора», в которое входили Хосе Каррерас, Пласидо Доминго и Лучано Паваротти. С 70-х годов стали появляться «благотворительные» супергруппы – они собирались ради одного концерта или сингла, чтобы собрать деньги для фонда или поддержать какое-то событие. На Западе это до сих пор популярное явление, но для российской сцены оно нетипично.


Кто придумал супергруппу «Куртки Кобейна»?

Фото: Би-2 /ВКонтакте

«Куртки Кобейна» придумал Шура из «Би-2». Как рассказывал он сам, после релиза их десятого альбома «Горизонт событий» в 2017 году встал вопрос: «Что дальше?» В поисках свежих впечатлений появилась идея объединить самых непохожих исполнителей и записать несколько композиций в разных стилях. Так возникла супергруппа «Куртки Кобейна» – по словам музыканта, другие варианты названий были еще более странными.

Первые песни

Видео: Би-2/YouTube

У российской супергруппы нет постоянного состава: для каждой песни подбираются новые авторы и исполнители. Первую композицию «Охота на кузнечиков» написала Диана Арбенина. Шура давно сотрудничает с певицей: они создали песни «Медленная звезда», «Тише и тише», «Из-за меня». В «Охоте на кузнечиков» много интересных деталей. Например, во время гастролей «Би-2» в Красноярске Шура встретился с группой «Ария». Оказалось, что у их басиста есть легендарная бас-гитара 80-х Rickenbacker с неповторимым звучанием – партия на этом инструменте вошла в новый сингл. А для создания интересного сэмпла Шура вновь обратился к восьмидесятым и выбрал песню «52-й понедельник» Петра Мамонова и «Звуков Му».

Композицию «Молитва мертвых» Шура и Лева назвали самым серьезном треком проекта «Куртки Кобейна» и исполнили сами. Но значительной частью песни стали сэмплы из не менее серьезной композиции «Волки и вороны» группы «Аквариум». Борис Гребенщиков* даже предлагал записать обновленную версию припева, но Шура отказался – ему был нужен именно сэмпл. В создании трека также принимал участие современный композитор Глеб Колядин – он написал клавишную коду.

Экспериментальной стала работа с Монеточкой. Они попытались создать «современное ретро» – скрестили электронику с партиями духовых. А в июле вышла композиция «Упражнения в равновесии», для записи которой в проект пришли соул-певица Манижа и композитор Антон Севидов.

Странные клипы «Курток Кобейна»

Видео: Би-2/YouTube

Клипы группы не уступают песням – сплошной эксперимент. «Нас отсняли на «зелёнке», отсканировали в 3D, и мы решили – а давайте максимально трэшанем», – так Шура описал процесс создания видео на песню «Нити ДНК». В нем 3D-фигуры Монеточки, Левы и Шуры летают на фоне видов реальной Москвы, а в другой работе Манижа и Севидов превращаются в нарисованных персонажей. Бессюжетные и странные видео, по словам музыкантов, больше всего соответствуют проекту «Куртки Кобейна».

Как делали дебютный альбом

Видео: Би-2/YouTube

После выпуска четырех разноплановых композиций и клипов авторы проекта решили пригласить в «Куртки Кобейна» еще нескольких музыкантов и собрать полноценный альбом. Он состоит из 11 композиций, которые объединяют рок, хип-хоп, электронику. В создании поучаствовали, помимо уже названных музыкантов, Леонид Агутин, Zventa Sventana, Анна Чиповская, а также латвийцы Brainstorm и американская инди-группа Brazzaville. Многие стали еще и соавторами песен. Записывали альбом в Москве, сводили в Лондоне, а мастеринг пластинки проходил в американской студии Брайана Гарднера и в легендарной Abbey Road в Лондоне. Для обложки снялась модель Елена Шейдлина, которая делает фантазийные снимки с множеством графических элементов – странных, а порой даже страшных. Как раз в духе «Курток».

*признан иноагентом Минюстом РФ

Читайте также