Форма поиска по сайту
Все материалы

«Вместе мы почти пейзаж»: главные выставки февраля, по версии Елены Шаровой

Февраль — месяц сложный. Уже почти не зима, но еще и не весна. Так и с выставками в Москве: замечательные уже закрылись, новые еще не открылись. Елена Шарова выбрала самые интересные проекты, которые нельзя пропустить.

«Москва, ул. Горького»

Михаил Рогинский. Улица Горького. 1996. Холст, масло

Это небольшая, но концептуально складная выставка. В новом пространстве галереи Рop/off/art покажут 12 произведений Михаила Рогинского — нонконформиста, одного из важнейших мастеров второй половины XX века.

В экспозиции — работы, посвященные столице и ее обитателям. Это попытка художника считать и зафиксировать культурный код города, понять его обитателей, их привычки. Михаил Рогинский точно подсматривает за горожанами: пишет то, что увидел на улицах, в метро и во дворах. Тут и узнаваемые персонажи, и их диалоги. Для художника советская Москва — такое же вдохновение, как, скажем, Париж для Клода Моне и Вена для Эгона Шиле.

Название выставки «Москва, ул. Горького» напоминает о переименовании Тверской в честь Максима Горького с 1932 по 1990 год и символизирует эту переходную эпоху, в которой жил Рогинский и которую так точно смог зафиксировать. Колористика работ преимущественно серая, лишенная ярких красок, как и жизнь в этот непростой период истории России. Произведения Рогинского есть в коллекциях крупнейших музеев, в том числе Третьяковской галереи, Русского музея и центра Помпиду в Париже. При этом в российских музеях художника показывают не так часто. И неизвестно, дождемся ли мы большой ретроспективы мастера, поэтому посмотреть небольшую галерейную выставку рекомендую.

Pop/off/art 2.0, Большой Палашевский пер., 9 До 20 апреля, вход свободный

«Александр Константинов. От линии до архитектуры»

А. А. Константинов. Измеренный пейзаж. 1993. Собрание семьи художника

Художника Александра Константинова арт-критики красиво называют ренессансным мастером и архитектором воздушных замков. И с этим я, конечно, соглашусь. Он был доктором математических наук, профессором Московского университета — и при этом всю жизнь рисовал. Из точных наук в искусство он привнес точность линий и собранность форм. На ретроспективной выставке в Третьяковке показывают все грани его творчества — от ранних черно-белых рисунков тушью до инсталляций, которые он устанавливал в городах по всему миру. При четкости и какой-то скрупулезной собранности каждой работы они все изумительно нежные и хрупкие. Под его рукой миллиметровая бумага (вообще-то инструмент инженеров и конструкторов) начинает трепетать, на ней проступают лиричные пейзажи. Именно с таких вещей Александр Константинов начал свою карьеру художника. Затем были монументальные композиции на оргстекле, а в начале 2000-х он начал создавать архитектурные арт-объекты в городах по всему миру — от России до Японии. Их можно узнать по фирменной штриховке мастера, которую он перенес с бумаги на улицы. Арт-объекты в разных странах всегда были именно дополнительными штрихами к пейзажам и экстерьерам зданий, деликатными и изысканными, не нарушающими, а лишь преобразующими метафизику пространства.

Новая Третьяковка, ул. Крымский Вал, 10 До 26 мая, билеты по 300 рублей

«Александр Константинов. Дом из воздуха и линий»

Александр Константинов. Дом под липой

Партнерский проект Третьяковской галереи и «ГЭС-2». В мастерских Дома культур воссоздадут, а затем покажут там же на Проспекте два проекта по эскизам Александра Константинова — «Дом под липой» и «Голубые деревья». Первый родился в 2008 году в городке Хоэнемс в Австрии. Художник построил павильон, обозначавший вход в частный музей, основа которого — собрание русского авангарда. Его в 1990-е сформировал коллекционер Вильгельм Оттен. Логичным продолжением для институции стало сотрудничество с Александром Константиновым, ярким преемником идей авангардистов. Он спроектировал «Дом под липой» в пропорциях часовни, расположенной по соседству с бывшей текстильной фабрикой, превращенной в музей. Красный, точно игрушечный, домик изящно вписывается в пейзаж, дополняя его и не нарушая его гармонию.

«Голубые деревья» украшают с 2011 года частную территорию загородного дома в Нью-Йорке. Они будто выросли из графических пейзажей на миллиметровой бумаге, с которых начинал свою карьеру Константинов и которые сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее. Яркий голубой цвет в погожий день переводит объекты практически в природные явления: кажется, что деревья растут из самого неба. Они превращают заурядный вид одноэтажной Америки в пространство, наполненное высоким искусством, которое хочется рассматривать.

Кураторы проекта в «ГЭС-2» Андрей Василенко и Ольга Дружинина решили создать копии этих проектов, чтобы зарифмовать их с работой Ренцо Пьяно — архитектора, автора реконструкции Дома культуры. Двух мастеров сближает деликатность в работе с природой, желание сотворить архитектуру из света и воздуха.

«ГЭС-2», Болотная наб., 15, корп. 1 До 26 мая, вход по регистрации

«Егор Кошелев. Гештальт художника или внезапная ретроспектива»

Егор Кошелев. Над Москвой (привет Дейнеке!). 2017. Предоставлено Ovcharenko

Есть такое устаревшее, но емкое слово — ерник. Вот им можно описать творческий образ Егора Кошелева. Он шутит, играет со своим зрителем в угадайку: картины, как остроумные ребусы, заставляют вас вспомнить все прочитанные книги и просмотренные выставки. Монументальные полотна Кошелева наполнены визуальными цитатами из истории искусства. У Егора, надо сказать, классическое академическое художественное образование и кандидатская по искусствоведению. В 2003-м он окончил Строгановку, отделение монументальной живописи, а в 2006-м защитил диссертацию о Тинторетто — одном из самых выдающихся представителей итальянского Позднего Ренессанса. Егор Кошелев в своих работах с гордостью демонстрирует оба своих образования: поставленной уверенной рукой пишет рабочих с лицами ренессансных архангелов, устанавливающих дорожные знаки. Или отдает дань уважения концептуалисту Илье Кабакову и строит инсталляцию, напоминающую его проекты. Остроумно и едко обходится с советскими художниками-реалистами в серии работ, посвященной признанным мэтрам.

Вся выставка сконструирована таким образом, что зритель не успевает заскучать. В каждом новом зале его встречает очередное художественное открытие и поразительное ощущение, что Кошелев и так может, и еще вот этак.

Главная инсталляция — «Право на отдых», которой начинается и заканчивается осмотр экспозиции, представляет собой автопортрет изможденного художника с кистями в руках, написанный поверх матраса. Тут же стоят испачканные краской домашние тапочки. И все это создает стойкое ощущение, что вы только что побывали не в мастерской, но в голове Егора Кошелева и увидели, как устроены мысли умного и неравнодушного художника.

ММОМА, Гоголевский б-р, 10 До 17 марта, билеты по 350 рублей

«„Руанские соборы“. Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина»

Сергей Савостьянов/ТАСС

Выставка крохотная, но важная. Это итог исследования двух полотен Клода Моне из масштабной серии, написанной в Руане. В мире их всего около 30, они разбросаны по разным собраниям. Нам, москвичам, повезло: у нас в Пушкинском благодаря азарту коллекционера Сергея Щукина есть сразу два — «Руанский собор в полдень» и «Руанский собор вечером». И полотна впервые так масштабно исследовали: картины изучали химики, технологи, реставраторы и, конечно, искусствоведы. Было проведено рентгенографирование, изучение в инфракрасных лучах, анализ структуры и состава пигментов красочного слоя и другие исследования.

Что же удалось узнать коллегам? Главное — разбиты сразу два мифа об импрессионизме. Первый — что художники работали исключительно с чистым цветом и не смешивали на палитре краски. В «Руанском соборе в полдень» Клод Моне явно использует синий кобальт в смеси с красным органическим пигментом краплаком для получения фиолетового оттенка и серьезно разбавляет все это цинковыми белилами. Эта работа на 600 граммов тяжелее второго холста. В ней насчитывается до 20 слоев краски. Моне наносил их по сырому и высохшему материалам, что разбивает второй миф об импрессионизме — работа исключительно на натуре. Художник явно долго дорабатывал произведение в мастерской.

На выставку сходить стоит, чтобы в очередной раз получить эстетическое наслаждение от произведений Клода Моне, подробнее изучить материалы исследований и посмотреть, например, на настоящую палитру Анри Матисса и имитацию палитры самого Моне.

ГМИИ имени А. С. Пушкина, ул. Волхонка,12 До 10 марта, билеты по 500 рублей

Фото: А. А. Константинов. Измеренный пейзаж. 1993. Собрание семьи художника

Шарова Елена