Луис Бунюэль и Сальвадор Дали, 1929 год
Первый фильм «Андалузский пес» Луис Бунюэль создал вместе с университетским другом Сальвадором Дали. Основой послужили их сны: одному приснился рассеченный бритвой глаз, а другому – рука, усыпанная муравьями. Эти жуткие видения они отразили в 16-минутной бессюжетной короткометражке. Начинающий режиссер понимал, что ни одна компания не станет финансировать такой новаторский проект, поэтому деньги на съемки ленты занял у матери. Зрители посчитали фильм жестоким и неприличным и потребовали его запрета. А вот парижские сюрреалисты с восторгом встретили ленту и приняли Дали и Бунюэля в свои ряды. Сейчас «Андалузский пес» считается классикой авангарда.Видео: YouTube/Aleksey Dvoeglazov
Второй фильм Бунюэль снова снял в соавторстве с Дали. Картина «Золотой век» высмеивает институт церкви, буржуазную мораль и чиновничество. В ленте шесть историй, и в последней режиссер изобразил Христа распутником, намекая на разложение привычной морали. После нескольких частных показов в 1930 году фильм запретили, и в публичный прокат он попал лишь спустя полвека.Фото: John Springer Collection/CORBIS/Corbis via Getty Images
В 1932 году в группе сюрреалистов произошел раскол по политическим причинам: столкнулись приверженцы и противники коммунистических взглядов. Бунюэль был в числе первых. После этого он переезжал из страны в страну, на 15 лет обосновался в Мексике, снял 20 картин. Главная работа того периода – «Забытые» (1950) – о мексиканских беспризорных, но ее не одобрили ни классики, ни сюрреалисты. Правда, в Европе фильм оценили, и Бунюэль получил награду Каннского фестиваля за лучшую режиссуру.Видео: YouTube/Русский Репортаж
Снять фильм о режиссере решил его соотечественник Сальвадор Симо. На это его вдохновил графический роман «Бунюэль: в лабиринте черепах» художника Фермина Солиса. Комикс рассказывает о событиях, которые случились с Луисом Бунюэлем в 1932 году. Тогда перед ним стоял сложный выбор: остаться в колее сюрреализма или заниматься реалистичным социальным кино. В итоге он отправился в экспедицию в испанскую провинцию и снял документальный фильм о бедняках. Симо включил в анимацию кадры из этой картины, чтобы убедить зрителя в реальности происходившего.Читайте также