8 и 9 сентября в Московском международном доме музыки французская актриса Изабель Юппер представит моноспектакль «Любовник» по одноименному роману Маргерит Дюрас, который вышел в 1984 году и получил Гонкуровскую премию. Поговорили с актрисой о Москве и том, как она вживается в роли психопаток.
Фото: Gisela Schober/Getty Images
«Изабель не любит вопросов про семью, детей, мужчин, романы и другие личного характера», – так инструктируют перед интервью с актрисой, которая предпочитает говорить исключительно про свои кино- и театральные работы. Впрочем, здесь есть, что обсудить, потому что она отважно берется за самые сложные, крайне неприятные роли. Ее «специализация» – жертвы насилия, маньячки, садомазохистки, проститутки, матери на грани инцеста с сыном. Однажды Юппер призналась, что для нее «актерская игра – это способ изжить собственное безумие».
66-летняя актриса, которую многие критики называют «французской Мерил Стрип», запомнилась по таким картинам, как «Вальсирующие», «Алоиза», «Судья и убийца». Мировой успех пришел к ней после ленты «Пианистка», за которую Юппер удостоили приза за лучшую женскую роль в Каннах. Всего на ее счету более 60 актерских работ и более 90 различных наград, включая два приза за лучшую женскую роль на Каннском фестивале и 15 премий «Сезар». Только вот «Оскар» Изабель пока не дался, хотя в 2017 году Юппер на него номинировали. Поговаривают, так происходит потому, что голливудским масштабным историям актриса всегда предпочитает интеллектуальный и часто малобюджетный европейский артхаус или театр. А американские режиссеры такую демонстративную независимость, как известно, не очень любят.
Вот и сейчас Юппер везет в Москву и Петербург не совсем привычный жанр – моноспектакль, сюжет которого строится вокруг воспоминаний героини о колониальном, запретном романе ее ранней юности.
Фото: Heerde/ullstein bild via Getty Images
– Маргерит Дюрас однажды сказала режиссеру Жан-Жаку Анно, который снимал одноименный фильм по ее роману «Любовник»: «Это дерьмовое произведение, из тех, что читают в аэропорту или в поезде; я написала его, когда была пьяной». Возможно, потому, что в романе незамысловатый сюжет и много откровенных сцен, которые были перенесены в фильм. А как бы вы описали это произведение в 2-3 коротких фразах для тех, кто не знаком с провокационным романом?–
(смеется) Правда? Дюрас действительно так сказала? Что же, даже если это и самолетное чтиво, то очень высокого качества. Для меня это крайне трогательная история, написанная ярко и талантливо. В повести много как эмоциональных оттенков, так и смысловых нюансов. Это история взросления, история любви, история отношений с матерью. Кроме того, там отличное описание бэкграунда – самого Индокитая, атмосферы в городе. Нет, я люблю эту повесть, что бы сама Дюрас о ней ни говорила.
– Вам сложно играть одной на сцене? Это вызов или, наоборот, моноспектакль дается вам гораздо легче?– Нет, я не считаю это вызовом. Нужно понимать, что «Любовник» – это не вполне спектакль. Я представляю это произведение, читаю его вслух, выделяя моменты, что кажутся мне значимыми и важными. Я уже неоднократно выступала с этой повестью в других странах, например, в Китае, где меня очень тепло приняла местная публика. Надеюсь, российским зрителям также понравится этот формат.
Фото: Stephane Cardinale - Corbis/Corbis via Getty Images
– Это ваш первый визит в Москву?– Нет, в 2015 году я представила на Международном театральном фестивале имени Чехова пьесу Пьера де Мариво «Ложные признания» вместе с парижским театром «Одеон». Вообще, люблю русскую классику, мечтаю сыграть в чеховских «Вишневом саде» и «Безотцовщине». Актрисой, кстати, я решила стать после того, как посмотрела фильм «Летят журавли».
– Вы часто говорите, что игра дается вам очень легко, хотя у многих актеров, наоборот, принято рассказывать, как тяжело они вживаются в роль. – Дело в том, что я не играю, я не воспринимаю это как игру. Это сама жизнь, процесс жизни здесь и сейчас, так что происходящее на сцене или в кадре для меня абсолютно органично. Я не готовлюсь к роли, не думаю, что здесь я сделаю вот так, а там иначе. Предпочитаю заранее об этом не волноваться. Сам процесс игры для меня – это нахождение в определенном моменте, его проживание здесь и сейчас.
– И все же откуда вы берете детали и материал для характера ваших непростых героинь? Наблюдаете за окружающими?
Московский международный дом музыки
Космодамианская набережная, 52, строение 8
– Знаете, игра для меня – это во многом мистическое действо, сложно объяснимое словами. Я концентрируюсь на определенном моменте и забываю о той реальности, из которой только что вышла. Это погружение в новый характер, но понять рационально, как он построен, невозможно. Однако процесс всегда приносит мне огромное удовольствие. Я выхожу на сцену и становлюсь кем-то другим – либо кто-то другой становится мной.
8 и 9 сентября в 19:00
Билеты: от 2500 до 12 000 рублей
Постановка идет на французском языке с русскими субтитрами
Распопова Ольга