Впереди целых два перезапуска «Пиратов Карибского моря» — первый напишет Джефф Натансон, а во втором появится Марго Робби. В ожидании проектов рассказываем, почему пиратский жанр в какой-то момент стал ассоциироваться с неминуемым провалом и как все изменила эта франшиза. Все, ставим крестик на карте — там мы будем откапывать историю морских разбойников в кино.Робин Гуд, прекрати
Пиратство появилось на экране еще в эпоху зарождения кинематографа — например, книга «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона была впервые экранизирована аж в 1908 году. Но по-настоящему видоизмененная история о Робин Гуде расплескалась в море в золотой век Голливуда — тогда были сняты десятки фильмов про разбойников. Один из самых известных актеров того времени Эррол Флинн («Одиссея Капитана Блада» 1935 года, режиссер Майкл Кёртиц) был главным секс-символом и самым отважным из героев на экране. Были и другие, но это не столь важно — интересно, что даже от историй о красивых мужчинах со шпагами, которые спасают девиц в беде, оказывается, можно устать. Где-то к 1950-м пиратство на экране превратилось в настоящий шаблон: «плохого» пирата можно было узнать по повязке на голове, а «хорошего» — по ослепительно белоснежной рубашке. Тут не надо быть богиней Калипсо, чтобы догадаться, кто в конце уплывает в закат с сокровищами и девушкой в неудобном в корсете.
Но жанр полностью не умирает, все равно продолжают снимать такие фильмы, как «Эбботт и Костелло встречают капитана Кидда» (1952), в которых наиболее весомой оказывается комедийная составляющая. У Романа Полански тоже есть свои смешные «Пираты» (1986) — они, кстати, провалились в прокате. Но эта и другие неудачи все равно не убили жанр. Должно было случиться нечто грандиозное, чтобы такие приятные слагаемые, как «сокровища», «приключения» и «женщины», вдруг стали под запретом для финансирования будущих съемок. И случился «Остров головорезов».
Кадр из фильма «Пираты» (1986)
«Остров головорезов» (1995) был настоящим провалом. Жанр на какое-то время отправился кормить рыб — настолько это было громко. И вот как это было: у фильма начались большие проблемы еще на этапе производства — слишком хаотичным было его создание, переписывание сценария и доработки. В результате фильм вышел из проката с потерями в 147 миллионов долларов (!) и не то что не смог себя окупить, а попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый провальный фильм в истории. Киностудия Carolco объявила себя банкротом, а это она же, между прочим, выпустила «Рэмбо» и «Вспомнить все». Также свет никогда так и не увидел фильм «Крестовые походы» с Арнольдом Шварценеггером, который студия отменила ради съемок «Острова головорезов». И вплоть до выпуска «Пиратов Карибского моря (2003) никто не решался браться за съемки такого кино.
Якорь мне в историю!
Пираты на экране, особенно в эпоху зарождения жанра, довольно простые ребята: сокровища + приключения + женщины = счастливый разбойник. «Пираты Карибского моря» выглядят куда более достоверно, чем другие фильмы, — все дело в костюмах, кораблях, антураже и упоминании реальных мест, таких как Тортуга и Порт-Ройал. Но все же это экранное пиратство, которое породило множество заблуждений, и вот почему.
В первую очередь пираты массово на «Черных жемчужинах» не плавали. Тут резон банальный — неудобно это и не очень-то маневренно. Чаще они использовали небольшие лодки, которые позволяли быстро настигнуть добычу и так же быстро уйти. Помните корыто, на котором Джек Воробей приплывает в порт в начале первой части? Да, вот такие. Палуба могла быть до отказа набита пиратами!
«Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» (2017)
Вот что еще интересно: пиратов под флагом с костями и черепом было не так-то просто встретить. Его еще называют «Веселый Роджер», и тут тоже причина на поверхности: заметив такой флаг издалека, добыча закономерно начнет удирать. Чаще они использовали флаги других государств, чтобы замаскироваться или не использовали вовсе. И только в начале боя мог появиться «Роджер», но канона у этого флага не было, а вариантов изображения очень много. В кино это тоже переизобрели — зритель-то из кинозала не убежит.
Нет ни одного задокументированного пирата, который плавал с попугаем на плече. Вероятно, это стало каноном благодаря Роберту Льюису Стивенсону. А еще пираты редко реально закапывали свои сокровища — пиратская славная жизнь могла закончиться еще до того, чтобы даже можно было удостоиться включения в «Клуб 27». Условия на корабле были, прямо скажем, не райскими, да и смерть от шального пушечного ядра — дело житейское.
Капитан! Джек Воробей
«Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» (2006)
Что было раньше — киноблокбастер или аттракционы в тематическом парке? В случае «Пиратов Карибского моря» — второе. Сначала Disney открыл одноименный раздел в своем парке развлечений, а уже потом было решено снять телевизионный проект, который позже получил гораздо больше бюджета, чем планировалось. «Пираты Карибского моря» выстрелили — уже вторая часть заработала в прокате более миллиарда долларов. Харизматичный Джонни Депп и оживившие жанр мистические мотивы сделали этот кинокорабль непотопляемым. И на самом деле стоит отметить, что франшиза «Пираты Карибского моря» больше многих своих предшественников опиралась на реальные элементы и законы пиратства 1700-х годов, хотя, конечно, создатели и сделали повествование куда более зрелищным. Шестая часть, по последним заявлениям, замедлилась в производстве из-за забастовок сценаристов. Но франшиза живет, а тишина на палубе наступит нескоро.
Текст: Анастасия МеньшиковаФото: кадры из фильмов «Пираты Карибского моря» и «Барби»