Видео: 20th Century Fox Russia / YouTube
Начнем с главного: «К звездам» – моноспектакль 55-летнего Брэда Питта, каждый кадром напоминающий, что перед нами, вообще говоря, не человек, а полубог. Треть фильма – крупные планы с лицом актера, во время которых он демонстрирует потрясающее умение как по щелчку превращаться из мужественного покорителя космоса в маленького мальчика, обиженного на отца. Еще треть – его же закадровый голос, описывающий путешествие к звездам в манере антиколониального романа «Сердце тьмы» Джозефа Конрада или снятного по его мотивам «Апокалипсиса сегодня». А еще треть – старый-добрый экшн-фильм с Брэдом Питтом, рукопашными боями, перестрелками с космическими пиратами, погонями по поверхности луны, оператором «Интерстеллара» Хойте Ван Хойтема и композитором «Прибытия» Максом Рихтером.Джеймс Грей и Бред Питт на съемочной площадке. Фото: East News
Когда десять лет назад кинокомпания Брэда Питта Plan B. нанимала режиссера Джеймса Грея снимать историческую драму в джунглях под названием «Затерянных город Z», режиссер запаниковал. Ведь действие его предыдущих картин – «Маленькой Одессы», «Ярдов», «Хозяев ночи» и «Любовников» – никогда выходило за пределы пары нью-йоркских квартир. Но в 2019-м году Джеймс Грей – уже грандмастер в создании убедительных вселенных. Его космос сконструирован так же подробно и убедительно, как у Стэнли Кубрика. Доходит и до прямых цитат: у классика в «Космической одиссее 2001» были стюардессы из «Аэрофлота», а у Грея герой летит на Луну чартерным рейсом компании Virgin – и просит у парящих в невесомости бортпроводниц подушку помягче. Детализация мира настолько глубока, что зрителю хочется узнать о его истории больше, чем показано в кадре. Вот Рой Макбрайд, кадровый офицер армии США, говорит, что три года воевал за полярным кругом. Интересно, с кем – с Россией? А может быть, поглотившим ее Китаем?Фото: «Двадцатый Век Фокс СНГ»
Но стоит пройти полутора часам из двух, и становится ясно, что в столь далекое странствие Грей отправился ради открытий, совершенный уже тысячу раз другими авторами – причем здесь, на Земле. Сюжетная фабула (сын ищет отца), которая весь фильм казалась лишь топливом для полета к чему-то большему, на самом деле оказывается самоцелью картины. Почти 90-миллионный бюджет действительно был потрачен на двухчасовую историю про то, как взрослый мальчик пытается справиться со своими daddy issues. Метафоры про безжалостного ветхозаветного отца где-то в небе и его страдающего новозаветного сына на земле оказываются в этой истории не прилагательными, а существительными. Все надежды зрителя на то, что в фильме будет что-то непостижимое и парадоксальное, как в «Космической одиссее 2001», рушатся. Оказывается, из всей философии Кубрика Грею близка лишь мысль о том, что в человеке с первобытных времен борются конструктивное и деструктивное начало. Иллюстрирует он эту мысль с помощью неожиданной, но до боли прямой цитаты из «Одиссеи», сам не замечая, как превращает собственный фильм в мартышкин труд.Фото: «Двадцатый Век Фокс СНГ»
Но обиднее всего то, что от изящных метафор картина в финале переходит к просто-напросто скучным, даже недопустимым. Сперва конфликт отца и сына вплетается даже в бортовые дневники героя. Вот Рой хочет зафиксировать в журнале, что летит все дальше от Солнца, но бессознательно выбирает для этого слова «farther from sun» - почти father и son. Но в финале для иллюстрации пустоватой проблемы фильма в ход идут уже самые банальные средства – вроде страховочного троса в роли пуповины. А сюжетных нестыковок становится все больше – хотя в космосе цена нестыковки гораздо выше, чем в любом другом жанре.Читайте также