Форма поиска по сайту
Все материалы

Что посмотреть на выставке «Ты выглядишь на все 100!» в Музее транспорта Москвы: топ-10 автомобилей

музеи выставки

13 ноября

Музей транспорта Москвы представил новую выставку «Ты выглядишь на все 100!», посвященную самым ярким дизайнерским решениям в истории автомобильного, рельсового и водного транспорта в России за последние 100 лет. Там собрали оригинальные ретроавтомобили, архивные видеохроники и модели несохранившихся транспортных средств. Рассказываем о десяти самых интересных моделях.

Оксана Бондаренко
директор Музея транспорта Москвы


«Старт»

Погружение в историю отечественного транспортного дизайна начинается в портике павильона. Здесь стоит модель советского микроавтобуса «Старт». Его выпускали с 1963 по 1970 год, он вмещал 10–12 посадочных мест. И он уникален, потому что кузов модели делали из стеклопластика — на тот момент экспериментального материала в автомобилестроении СССР. Кстати, именно такой микроавтобус можно увидеть в финальной сцене кинокомедии «Кавказская пленница», когда маршрутка увозит главную героиню.

НАМИ-1 — первый советский легковой автомобиль

Начинается экспозиция со знакомства с первыми автомобилями, разработанными в СССР. Тут есть известные ГАЗ-М-1, АМО-Ф-15, ГАЗ-АА, ЗИС-16. Но начинает эту историю НАМИ-1 — первый советский легковой автомобиль, созданный по проекту молодого инженера Константина Шарапова. По задумке автора, он должен был объединить простоту конструкции и дешевизну мотоколяски с удобством и вместимостью обычного автомобиля. Делать машину поручили Московскому государственному автомобильному заводу № 4. Но промышленность была пока не готова к серийному производству. Машины строились тяжело, медленно и не очень качественно, а стоили дорого — в два раза больше, чем Ford A советской сборки. Изначально аккуратный дизайн корпуса на практике был исполнен грубо и угловато. В итоге производство прекратили в 1930 году, выпустив менее 400 автомобилей.

«ЗИС-Спорт»

Эту машину молодые инженеры конструкторского бюро экспериментального цеха ЗИС построили по собственной инициативе. Чтобы реализовать свой план, они преподнесли его как один из «подарков матери-Родине» к 20-летию ВЛКСМ. Подарком оказался непривычный для СССР автомобиль типа «родстер» — роскошный, спортивный двухместный кабриолет. Валентин Ростков разработал дизайн кузова, который отвечал новейшим веяниям мировой моды — например, фары были утоплены в крылья и визуально объединены с решеткой радиатора. Мощность машины достигала 141 л. с., а максимальная скорость — 165 км/ч, так что слово «Спорт» в названии оправдано. Такая модель вышла в 1939 году в единственном экземпляре и не сохранилась до наших дней. На выставке представлен воссозданный по сохранившимся чертежам и фотографиям спорткар.

ГАЗ-М-20 «Победа»

В 1943 году автозаводы стали постепенно перестраиваться на производство транспорта для мирной жизни. Так, Горьковский завод смог вернуться к довоенным планам новой машины — эскиз ее дизайна был создан еще в 1938 году художником-конструктором Валентином Бродским. В 1946-м сошла с конвейера первая «Победа», а через 12 лет выпустили уже 241 497 машин, включая 14 222 кабриолетов и 37 492 такси. «Победа» стала символом послевоенного советского автодизайна: впервые флагман советского автопрома не был модификацией западных аналогов. Машина оказалась вполне современной по устройству и эргономике, но хорошо приспособленной к местным реалиям: мощная подвеска, экономичный мотор, неприхотливость к топливу. А лаконичный «понтонный» дизайн «Победы» со слившимися передними и задними крыльями единой верхней линией вообще находился на острие мирового тренда. Автомобиль, представленный на выставке, — редкий экземпляр «Победы», выпущенный в 1955 году в оригинальном бежевом цвете.

Судно на подводных крыльях «Ракета»

Кораблю очень трудно разогнаться — большой корпус тормозит сопротивление воды. Помогают подводные крылья: на большой скорости они поднимают и выталкивают судно вверх, в воздух, а сами без труда прорезают воду. Первое пассажирское судно с такими крыльями построили на нижегородском заводе «Красное Сормово» в 1957 году под руководством Ростислава Алексеева. «Ракета» вмещала 65 человек и могла часами идти на небывалой для реки скорости 70 км/ч. Судно стало сенсацией в СССР и за рубежом; с 1959 по 1976 год завод «Море» в Феодосии построил почти 400 «Ракет», 32 из них ушло на экспорт. Чтобы развить эстетические идеи, заложенные в «Ракете», при конструкторском бюро Алексеева сформировали свой художественный отдел. Там создали дизайн «Метеора», «Кометы» и последующих моделей.

«Москвич-408 Турист»

«Москвич-408» завода МЗМА (позже АЗЛК) для 1964 года был довольно удачной, симпатичной малолитражкой — он активно шел на экспорт. Среди его вариантов самым редким был двухдверный кабриолет. Его тоже создавали с расчетом на экспорт, как спортивную машину типа «гран-туризмо» для беспечных поездок по приморским курортам. На юге СССР даже хотели открыть пункты проката таких автомобилей. Под тентом «Туриста» скрывались четыре посадочных места: в отличие от обычных ранних «408-х» с цельным диваном, здесь уже было два раздельных кресла с напольной рукояткой коробки передач. Однако в серию кабриолет так и не пошел — заводу хватало сложностей с обычной версией, а в министерстве косо смотрели на экстравагантный дизайн.

АЗЛК-2144 «Истра»

В 1986 году автозаводам СССР дали задание: разработать и показать перспективный проект «Автомобиль 2000 года». Проект дизайнеров московского АЗЛК оказался на редкость амбициозным. Он метко предсказал стандартное авто 2020-х: автоматическая коробка передач, экономичный дизель с турбонаддувом, причем с расчетом на биотопливо, электронная диагностика, система ABS и подушки безопасности. Однако некоторые особенности концепта АЗЛК до сих пор остаются экзотикой: прибор ночного видения, приборная панель с проекцией изображения вместо стрелок или экранов, регулируемая пневмоподвеска. Даже сверхкомпактные двери «крыло чайки» с подъемом вверх сегодня можно встретить только на редких спорткарах.

ГАЗ-3302 «ГАЗель»

В 1990-е годы, когда автопроизводители только пытались сориентироваться в новых условиях, ГАЗ первым выпустил новый автомобиль в ответ на четкий запрос от потребителя. Еще в 1988 году на заводе начали разрабатывать маленький грузовик-«полуторку» для города. Заместитель главного конструктора придумал для него имя — «ГАЗель». Машина оказалась по-настоящему нужной и для малого бизнеса, и для розницы, и для сельского хозяйства, а главное — для огромного флота маршруток, которые на много лет подменили собой автобусы. «ГАЗель» стала символом эпохи: выпускали фургоны, «фермеры» со сдвоенной кабиной, микроавтобусы, скорые, служебные, внедорожные варианты. В 2010 и 2013 годах «ГАЗель» дважды модернизировали, и она до сих пор царит на рынке малых коммерческих транспортных средств.

Cardi Body II

В 1990-х автодизайнеры наконец получили возможность создавать собственные фирмы и предлагать свои идеи потенциальным инвесторам. Так, в 1991 году возникло кузовное ателье Cardi, основанное сотрудниками Московского автомеханического института. Первый же их концепт, показанный на международном автосалоне 1995 года в Москве, произвел фурор. Он был стилизован под роскошные европейские родстеры-кабриолеты 1950-х, но при этом безошибочно попадал в тренд биодизайна. Через год дизайнеры Cardi представили пляжный джип-купе Next, а позже ателье разработало еще несколько ярких концепт-каров, в том числе представленный Body II, всегда успешно сочетая ретро- и хайтек-стилистику. Сейчас ателье является частью Московского политехнического университета и продолжает быть важным центром транспортного дизайна.

Абстрактная скульптура Василия Кононова-Гредина

Помимо автомобилей, на выставке найдете произведения современных художников. Одно из них — абстрактная скульптура Василия Кононова-Гредина, сделанная специально для музея. Исследуя особенность различных вещей трансформироваться и приобретать иную форму, он пересобрал и превратил в новый художественный объект два советских педальных автомобиля. Скульптура показывает красоту всего изделия и его частей, а также отражает гармонию разных элементов двух маленьких автомобилей, которые соединились друг с другом в одно целое.

Фото: предоставлено пресс-службой Музея транспорта Москвы