До выхода романа Донны Тартт мало кто знал художника Карела Фабрициуса, а тем более его маленькую работу «Щегол». История картины, описанная Тартт в книге, – вымысел. Рассказываем, как все было на самом деле.
Рано погибший ученик Рембрандта
Карел Фабрициус жил и работал в Нидерландах в XVII веке, в период расцвета голландской живописи. Начинающий художник три года учился у Рембрандта в Амстердаме, при этом во многом с мастером не сходился. Рембрандт предпочитал писать светлое на темном, а Фабрициус – темное на светлом. Затем Карел переехал в город Делфт, где в то время начинал творческий путь Ян Вермеер. Он перенял у Фабрициуса некоторые приемы: крупные мазки и свет, который обволакивает предметы.
Карел погиб, когда ему было 32 года, – рядом с мастерской взорвался пороховой склад. Тогда же сгорели почти все его работы. Сохранилось не более 20 картин, все находились в частных коллекциях. Среди них был и «Щегол».
Маленькая, но уникальная работа
Фабрициус создал «Щегла» в последний год жизни. На небольшом полотне (34 на 23 сантиметра) он изобразил птицу, которая сидит на насесте. К лапке прикреплена цепочка, не позволяющая улететь. Выбор именно щегла во многом понятен – в Голландии XVII века их часто держали в богатых домах в качестве питомцев.
Картина принадлежит к так называемым обманкам – художник создал иллюзию объемного изображения. «Щегол» написан в технике импасто – краску автор наносил толстым слоем. Современники Фабрициуса считали, что реализм связан с четкостью линий, но сам он избегал резких границ и растушевывал краски, добиваясь эффекта расфокуса. Спустя 200 лет подобным приемом будут пользоваться импрессионисты.
Прошлое и настоящее картины
Кадр из фильма «Щегол»
Творческое наследие Фабрициуса не было широко популярно. Лишь в XIX веке «Щегла» заново открыл миру французский искусствовед Теофиль Торе-Бюргер. Он посчитал картину ценной, потому что на ней стояла подпись человека, связанного с Вермеером. В 1866 году Торе-Бюргер выставил произведение Фабрициуса вместе с работами Вермеера в «Ретроспективной экспозиции», а в 1896 году «Щегол» вернулся в Голландию, в гаагскую галерею Маурицхёйс.
В отличие от истории, описанной в романе Тартт, картину никогда не крали (в книге сюжет выстроен вокруг похищения и возвращения шедевра). Сегодня она все так же хранится в Гааге рядом с работами Рембрандта и Вермеера.
Андрисенко Симона