Франциско Инфанте-Арана. Пространство, движение, бесконечность. Государственная Третьяковская галерея
Экзотическую фамилию будущий художник получил от отца, эмигранта из франкистской Испании, который умер, когда мальчику не было и двух лет. Заметив интерес ребенка к рисованию, мать, происходившая из донских казаков, отдала его в художественную школу. К началу 1960-х Франциско уже создавал первые геометрические абстракции. В них он пытался передать поразившую его с раннего детства бесконечность окружающего мира. Одновременно с этим он старался нащупать место, которое в нем занимает художник.Франциско Инфанте-Арана. Из цикла «Альпийский снег». Государственная Третьяковская галерея
Почти половину из примерно 400 представленных на выставке экспонатов занимают так называемые артефакты, над которыми Инфанте вместе с женой Нонной Горюновой работает с 1970-х годов. Создавая искусственные объекты из подручных средств (дерева, картона, зеркал, фольги, бумаги), они внедряют их в природные ландшафты. Вместе с пейзажем объекты образуют причудливые композиции, фотографии которых затем печатаются без какой-либо дополнительной обработки. Инфанте показывает, что артефактами считаются не привнесенные в природу объекты, а именно их сочетание.Франциско Инфанте-Арана. Из цикла «Супрематические игры». Государственная Третьяковская галерея
Концепцию артефакта подсказал художнику более ранний проект. В конце 1960-х Франциско вместе с женой создал оригинальное посвящение Казимиру Малевичу. Выехав в поле, они разложили на чуть подтаявшем мартовском снегу фигуры из крашеного картона, напоминающие супрематические элементы, и сделали серию фотографий. По воспоминаниям самого Инфанте, тогда он называл эту акцию «спонтанными играми на природе». Именно этот проект открывает экспозицию в Новой Третьяковке.Франциско Инфанте-Арана. Зимний квадрат. Государственная Третьяковская галерея
Отдельного упоминания заслуживает экспозиционное решение основного выставочного пространства первого зала, авторами которого выступили сам художник и архитектор Евгений Асс. Работы не развешаны по стенам, а крепятся тросами к специальной реечной конструкции. Это решение, с одной стороны, вторит тому, как размещались в природных ландшафтах оригинальные объекты, а с другой — позволяет фотографиям буквально парить в воздухе.Франциско Инфанте-Арана. Комета. Из серии «Проекты реконструкции звездного неба». Государственная Третьяковская галерея
С белоснежным и ярким входным пространством контрастирует более камерная вторая часть выставки. Здесь, в полумраке, на фоне темных стен представлены более ранние эксперименты Инфанте: рисунки с изображением точек и спиралей, одна из его первых прорывных работ «Рождение вертикали» (1962) и многое другое. В отдельный зал вынесена серия «Проекты реконструкции звездного неба» (1965), посвященная вымышленным созвездиям в форме причудливых знаков или узнаваемых геометрических фигур. Рядом загадочно мерцает кинетический объект «Пространство, движение, бесконечность» (в Новой Третьяковке показан авторский повтор 2005 года, оригинал 1965 года хранится в парижском центре Помпиду). Под потолком висят оригинальные зеркальные треугольники и квадраты, с помощью которых создавались артефакты 1970-х.Франциско Инфанте-Арана. Слабый побег. Из цикла «Спирали». Государственная Третьяковская галерея
Завершает экспозицию архивный раздел, напоминающий каморку алхимика из-за обилия чертежей, детально выписанных проектов будущих работ, цитат, воспоминаний и фотоколлажей.Читайте также