Форма поиска по сайту
Все материалы

«Хлеб» от Liquid Theatre: о чем рассказывает спектакль в торговом центре

Программа_Топ_3театр

14 октября, 2019

Liquid Theatre, работающий в жанре site specific, показал новый спектакль – «Хлеб». Деньги на него театр впервые собрал с помощью краудфандинга. Эту постановку называют «путешествием», «исследованием» и «аудиоспектаклем» одновременно. Рассказываем, что все это значит.

Фото: Liquid Theatre/Facebook

В ТРЦ «Мозаика» на Дубровке в пространстве NOL project есть небольшая площадка. На ней независимые театральные проекты показывают свои работы, и «Хлеб» от Liquid Theatre обосновался именно здесь. Обстановка перед спектаклем непривычная: чтобы добраться до места его проведения, нужно пройти весь второй этаж торгового центра, попутно пробегая глазами по витринам магазинов. В маленьком фойе NOL project первым делом обращаешь внимание на запах свежеиспеченного хлеба, прямо как в булочной. Но исходит он совсем совсем не от местного буфета – там в меню стандартные пирожные и бутерброды. Когда зрителей пустят в зал, этот аромат станет нестерпимо сильным – повсюду лежат свежие батоны, багеты, горбушки. И в итоге хлеб станет не только декорацией, но и действующем лицом постановки – из него будут собирать горы, с ним и вокруг него будут танцевать.

Фото: Liquid Theatre/Facebook

Liquid Theatre – театр без постоянного места жительства. Это предполагает и сам жанр site specific, когда постановки адаптируются под пространство, где они проводятся. Это могут быть поезд Москва-Владимир, библиотека, Киевский вокзал. Театр делает такие спектакли уже 15 лет, но с «Хлебом» особая история. Во-первых, для его постановки собралась уникальная команда: режиссер Андрей Смирнов, постоянный художник театра Елизавета Дзуцева, хореограф Саша Рудик, композитор Дмитрий Павлюков и актеры, в том числе брусникинцы и из труппы Таганки, впервые объединились в таком составе. А во-вторых, это первый проект, средства на который Liquid Theatre собрал с помощью краудфандинга.

Фото: Liquid Theatre/Facebook

По задумке авторов сцена внутри торгового центра – это такая «современная галерея», в которой собрались все виды искусства разом. А вот дать четкое определение жанру не так-то просто. Его называют то спектаклем-путешествием, то исследованием, то аудиопостановкой. Путешествие – потому что через один предмет (или, вернее, продукт) прослеживается история мира и человека. Спектакль состоит из нескольких разбросанных во времени и несвязанных между собой эпизодов: вот Адам и Ева изгнаны из рая, чтоб добывать хлеб в поте лица, вот блокадный Ленинград и рецепты хлеба из целлюлозы и опилок, вот религиозный спор в форме рэп-баттла о том, какой хлеб – пресный или квасной – использовать в церковном таинстве.

Фото: Liquid Theatre/Facebook

Исследование – потому что драматург Екатерина Бондаренко, с которой Liquid Theatre делает уже третью постановку, написала документальную пьесу на основе разговоров с хлебопекарями, маркетологами, нейрофизиологами и философами. Из этих разговоров, а также из рецептов, советской истории и сказки Андерсена становится очевидной простая истина: хлеб сопровождал людей всегда. Ну, а с аудиоспектаклем все совсем просто – перед началом показа зрители получают наушники, в которых и звучит пьеса, почти вся записанная заранее. Но некоторые диалоги актеры все-таки проговаривают.

Актеры, хотя лучше их назвать перформерами, доносят историю и философию хлеба не с помощью речи, а с помощью движений, танца. Они превращаются в прорастающие зерна, воюющие с непогодой, и в заплесневелый хлеб, и в птиц, которые охотятся за крошками.

Фото: Liquid Theatre/Facebook

Между залом и сценой нет четкой границы. Зрители сидят по всему периметру площадки, а актеры перемещаются, перенося за собой незамысловатые декорации: мешки с зерном, ящики с хлебом и огромные золотые пучки колосьев, напоминающие о фонтане «Дружба народов» на ВДНХ. Всех сближает аромат, окутывающий пространство (особенно когда сразу начинают разрезать с десяток буханок бородинского). Граница между наблюдателями и исполнителями совсем разрушается в финале, когда из печки достают большой батон белого. Оказывается, во время действия, которое длится всего час, его пекли. «Под занавес» актеры дают каждому зрителю хрустящий кусочек и многие сразу же начинают его есть. Но стоит лишь откусить ломоть и ты понимаешь, что тоже стал участником этого ароматного действа.

Андрисенко Симона

Читайте также