Фильм недели — «Лермонтов» о последнем дне жизни легендарного поэта от режиссера Бакура Бакурадзе. Кинокритик Иван Афанасьев посмотрел его еще до зрительской премьеры и теперь рассказывает, почему кино, поданное под необычным соусом из бунтарства и хулиганства, может одновременно и разозлить, и очаровать.
This browser does not support the video element.
«Вольга»
Для Бакура Бакурадзе, одного из лидеров «новых тихих», характерного направления российского неторопливого кино 2010-х, «Лермонтов» — фильм столь же парадоксальный, сколь и вполне себе ожидаемый. Его новая картина говорит нам о том, что все осталось на своих местах. «Лермонтов» вполне в духе, например, «Брата Дэяна», одной из предыдущих работ режиссера.
О чем фильм
27 июля 1841 года, окрестности горы Машук в нынешнем Ставропольском крае. Двадцатишестилетний поэт и поручик Михаил Лермонтов, колкий молодой человек с характером трикстера, вечно нарывающегося на неприятности, задевает едкой шуткой честь офицера Николая Мартынова. Более того, задевает не только его самого, но и возлюбленную, очаровательную генеральскую падчерицу Эмилию Клингенберг. Мартынов, умелый охотник и, увы, слишком обидчивый для мужчины, вызывает дерзкого шутника на дуэль. Лермонтову как будто все равно — он соглашается, хотя все друзья вокруг отговаривают поэта и умоляют договориться о перемирии. Но в этот роковой день светила русской поэзии не станет, а в горах разразится страшная гроза.
Кадр из фильма «Лермонтов»
Горы Кавказа, в которых шли съемки (самым логичным образом в кадр попадает настоящий дом Лермонтова в Пятигорске), могли бы стать идеальной локацией для романтичной слезовыжимательной трагедии о смерти поэта.
К счастью, Бакурадзе слишком талантлив, чтобы снимать открыточное порно, и величественные пейзажи становятся идеальным фоном для разговора о смерти во имя… трудно сказать чего, но главное, что во имя.
Лермонтов в исполнении комика Ильи Озолина, который переквалифицировался в актеры, — человек откровенно не самый приятный: он склочен, хамоват, шутки такие, что интернет-троллям неплохо бы у него поучиться. Прямо-таки идеальная иллюстрация хрестоматийных строчек: «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!»
Кто Лермонтов в этом фильме
Но покой ему как раз-таки и не нужен. Бакурадзе, несмотря на тщательно выстроенные кадры, которые держит по минуте, а то и по две, буквально показывая, что главный герой никуда не торопится (ибо смысл бежать, когда охотник уже выследил жертву?), отказывается от романтичного флера, прививаемого поэту еще со школы, не хочет возвеличивать его по сотому разу.
Для него Лермонтов — это прямо-таки герой Джеймса Дина из культового фильма «Бунтарь без причины», человек, который противопоставляет себя окружающим людям, всему миру и даже самому себе.
Его метущаяся душа как будто просит пули — зритель мог бы сказать, что это странно, ведь Лермонтов выглядит не как великий русский поэт, а как пацан, для которого угробить жизнь во имя мнимого и сиюминутного превосходства над оппонентом — как написать смешные похабные вирши.
Кадр из фильма «Лермонтов»
Кто-то даже оскорбится, взвоет и вызовет Бакурадзе на дуэль (в соцсетях, в духе времени) — что ж, если вдруг такое и впрямь случилось бы, можно было бы похлопать проницательности режиссера. Ведь именно таким озлобленным защитником всего прекрасного и хорошего и выглядит Мартынов в исполнении ослепительно красивого Евгения Романцова. Его герою собственная значимость столь сильно застилает глаза, что он не понимает, насколько глупо и нелепо выглядит его показушная маскулинность. В это время на фоне пребывает его возлюбленная Клингенберг, которая из субъекта превращается в объект, в предмет спора, в котором проигравший умоется кровью, что едва ли принесет ей счастье. И такого много.
Кадр из фильма «Лермонтов»
Наш вердикт
Проще говоря, «Лермонтов» — кино при всей своей внешней старомодности (эпоха воскрешения тематики фильмов СССР конца 1970-х продолжается) чрезвычайно актуальное и прогрессивное. И Михаил Юрьевич в исполнении Озолина, человека с не самой выразительной внешностью, но чертовски сильной харизмой, выступает не как шут, как можно было бы подумать из описания, а как хитрец, эффективно вскрывающий пороки окружающего его общества.
Кадр из фильма «Лермонтов»
Бакурадзе делает кино лишь на вид традиционалистское и эскапистское — на деле это фильм, который, как и острые шутки Лермонтова, возвращает нас в реальность, напоминает, как важно в погоне за честью не превратиться в свод выдуманных кем-то за тебя правил. И делает это красиво и очень тонко. Работа настоящего поэта.