Форма поиска по сайту
Все материалы

«Король репортеров» на фоне стремительно меняющейся Москвы: 10 экспонатов выставки «Свой человек»

В Музее русского импрессионизма до 25 января следующего года вспоминают «короля репортеров» Владимира Гиляровского. Рассказываем, из каких экспонатов складывается портрет дяди Гиляя и почему Бунин называл его «пупом Москвы».

О чем выставка

Выставка «Свой человек» приурочена к 170-летию со дня рождения Владимира Гиляровского — «короля репортеров» и автора знаменитой книги «Москва и москвичи». По этому случаю в столицу из Астрахани впервые привезли портрет дяди Гиляя кисти Сергея Малютина. Помимо образов самого Гиляровского, на выставке собраны изображения его знаменитых современников — Федора Шаляпина, Антона Чехова, Максима Горького, Александра Куприна и других.

Предоставлено пресс-службой

Еще одной полноправной героиней проекта стала стремительно меняющаяся Москва конца XIX — первой трети XX века. Тихие переулки и шумные трактиры со временем уступили место стройкам молодой Страны Советов. Проследить за этими переменами можно по картинам Ильи Репина и Василия Кандинского, Константина Коровина и Наталии Гончаровой. Отдельное внимание уделяется техническим новинкам, которые появлялись в жизни москвичей при жизни Гиляровского.

Топ-10 экспонатов с выставки

Алексей Корин. «Бурлаки»

Алексей Корин. Бурлаки. 1897. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»

Первая публикация Гиляровского вышла в журнале «Будильник» в 1881 году. Уважительное прозвище «дядя Гиляй» ему еще предстояло заслужить. Но другими псевдонимами, такими как «Проезжий корнет» или «Театральная крыса», 26-летний автор пользовался вполне оправданно. Родившись в Вологодской губернии и рано потеряв мать, в возрасте 16 лет Гиляровский сбежал из дома. Он тушил пожары и работал на белильном заводе, объезжал диких лошадей и выступал с труппой бродячих актеров. Одним из первых его пристанищ стала бурлацкая артель под Ярославлем, где он получил прозвище Алеша Бешеный. Композиция «Бурлаков» Корина отдаленно напоминает «Охотников на привале» Серова, как бы связывая одно из первых профессиональных занятий Гиляровского с будущей славой гениального рассказчика.
Николай Синезубов. «Пейзаж — улица»

Николай Синезубов. Пейзаж — улица. 1919. Ивановский областной художественный музей

«Тоже люди, всяк жить хочет» — так в книге «Москва и москвичи» Гиляровский говорит о ворах, арестантах, попрошайках и других обитателях городского дна. Для писателя они были не только объектом изучения, но и бесценным источником информации: зачастую сообщали Гиляровскому первые новости и слухи о громких убийствах и грабежах. В некоторых случаях ему даже удавалось самостоятельно находить украденные у его друзей и знакомых вещи. При этом, собираясь в такого рода злачные места, Гиляровский не забывал прихватить с собой кастет.
Виктор Дени. «Федор Шаляпин и Александр Куприн»

Виктор Дени. Федор Шаляпин и Александр Куприн. 1910-е. Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля

«Свой человек» — еще одно из прозвищ Гиляровского. Своим он был не только для простых людей и газетчиков. Скорая репортерская слава открыла ему двери в высшие литературные круги Москвы.

На выставке есть живописные портреты Антона Чехова и Максима Горького, а также несколько акварельных шаржей на Александра Куприна, который своей богатой биографией и темпераментным характером был близок Гиляровскому. Сам Куприн преимущественно жил в Петербурге, а Гиляровского называл «пупом Москвы»: «…скорее я воображу себе Москву без царя-колокола и царя-пушки, чем без тебя!»
Владимир Маковский. «Слушают граммофон»

Владимир Маковский. Слушают граммофон. 1910. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко

Благодаря Политехническому музею на выставке можно увидеть технические новинки, появившиеся в жизни москвичей при жизни Гиляровского: оригинальные фонографы, лампы накаливания и многое другое. Сам писатель одним из первых провел в свою квартиру телефон, снимал на портативные фотоаппараты Kodak и пристально следил за техническим прогрессом.

Граммофон с картины Маковского зрители могут сравнить с настоящим настольным аппаратом 1900 года из коллекции Политехнического музея. На нем современники могли, к примеру, слушать романсы на стихи Гиляровского, включая знаменитую «Махорочку».
Илья Репин. «Портрет рабочего»

Илья Репин. Портрет рабочего. 1919. Частное собрание, Москва

Как непревзойденный мастер жанровых сцен, Владимир Маковский — один из самых широко представленных художников на выставке. С его полотен на зрителя смотрят крестьяне и купцы, антиквары и швейцары, торговцы и завсегдатаи трактиров. Отдельный раздел экспозиции посвящен изображениям рабочих и студентов, среди которых почти не ожидаешь встретить полотно Ильи Репина. В его позднем наследии образы пролетариев и демонстрантов если и присутствуют, то чаще как составные части групповых композиций. На выставке же можно увидеть пронзительный «Портрет рабочего», написанный в 1919 году.
Василий Розанов. «Коронация императора Николая II»

Василий Розанов. Коронация императора Николая II. Тверская площадь. Вид от дома генерал-губернатора на коронационный павильон. Из серии «Коронационные иллюминации». 1896. Государственный исторический музей

Дядя Гиляй был свидетелем двух коронаций. Вторая из них, когда на трон восходил Николай II, обернулась трагедией. О смертельной давке на Ходынском поле он писал так: «Главный соблазн — сотни свеженьких деревянных будочек, разбросанных линиями и углами, откуда предполагалась раздача узелков с колбасой, пряниками, орехами, пирогов с мясом и дичью и коронационных кружек». На выставке в соседней с картиной Розанова витрине можно увидеть сувениры той поры: выпущенные по случаю коронации платок и стакан.
Леонард Туржанский. «Москва. Самотека»

Леонард Туржанский. Москва. Самотека. 1910–1915. Музей русского импрессионизма

Среди видов старой Москвы на выставке представлена картина Леонарда Туржанского — художника-импрессиониста. Как и для Гиляровского, этот год для него стал юбилейным. По случаю 150-летия со дня рождения Туржанского накануне открытия выставки была выпущена памятная марка с изображением его картины из собрания Музея русского импрессионизма.
Владимир Баранов-Россине. «Самовар»

Владимир Баранов-Россине. Самовар. 1919. Тамбовская областная картинная галерея

Жизнь русских трактиров на выставке преимущественно представлена работами передвижников и художников-реалистов. Авангардное искусство Гиляровский недолюбливал и «ругательски ругал». Но есть в экспозиции и ряд ярких исключений вроде московских пейзажей Аристарха Лентулова и Александры Экстер или «Самовара» Владимира Баранова-Россине.

По словам куратора выставки Анастасии Винокуровой, авангардисты с их неуемной фантазией и духом новаторства были ближе всего характеру Гиляровского, даже если он не всегда понимал их эксперименты с формой.
Николай Грандковский. «Корм голубей в Китай-городе»

Николай Грандковский. Корм голубей в Китай-городе. 1892. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева

Старая Москва на выставке предстает во всем своем разнообразии. Здесь можно увидеть покосившуюся пристройку со швейной мастерской рядом с величественным домом Пашкова на акварели Виктора Коленды или рассмотреть в деталях пустырь вокруг строящегося храма Христа Спасителя на картине Петра Верещагина. Специальный раздел посвящен московским рынкам. На полотне Николая Грандковского торговок с корзинами можно увидеть даже у стен Кремля.
Юлия Разумовская. «В трамвае»

Юлия Разумовская. В трамвае. 1930-е. Собрание Романа Бабичева, Москва

За годы жизни Гиляровского в Москве город изменился до неузнаваемости. «Я вижу растущую не по дням, а по часам новую Москву. Она ширится, стремится вверх и вниз, в неведомую доселе стратосферу и в подземные глубины метро, освещенные электричеством, сверкающие мрамором чудесных зал», — писал дядя Гиляй в своей самой известной книге «Москва и москвичи». Ее второе, дополненное издание вышло в 1935 году, вскоре после смерти писателя.

Текст: Александр Быковский