Форма поиска по сайту
Все материалы

Дай поносить: как меняются сервисы проката одежды

стиль мода

08 ноября, 2019

В сентябре бренд Banana Republic запустил сервис аренды одежды. Подобные услуги уже предлагают American Eagle, Scotch&Soda, а вскоре к ним присоединится и H&M. Столичные сервисы проката предметов гардероба и аксессуаров тоже пытались подхватить тренд: заманить не только тех, кто хочет взять платье в блестках на новогодний корпоратив, но и постоянных клиентов – базовыми или остромодными вещами. Но модель «поносить, а затем сдать или выкупить» у нас не сработала. Разбираемся, почему к такому «тест-драйву» москвичи оказались не готовы.

Помните, как в детстве родители учили: «Не разговаривай с незнакомцами»? А теперь поколение миллениалов и «зеты» готовы делить с ними почти все: фильмы и книги (торренты и буккроссинг), жилье (Airbnb), машины (каршеринг). Статистика показывает: сегодня молодые люди меньше стремятся получить что-то в постоянное пользование – они могут и умеют делиться. Активно продвигаемая модель экономики совместного потребления, основанная на том, что удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им, добралась и до гардероба. Правда, пока не все уверены, что она приживется: все-таки издавна считалось, что одежда – это что-то очень личное, к тому же при частом использовании она быстро изнашивается. Хотя так же скептически поначалу все воспринимали и каршеринг.

Как у нас: мне только нарядиться

Фото: www.fashionpps.com/Photoshot/East News

«Да нам в свое время не то что платья, нам трусы пытались обратно сдать!» – доверительно сообщает мне сотрудница бутика Bosco, пожелавшая остаться неизвестной. «А что, очень удобно: надела на мероприятие, покрасовалась, а потом отнесла в магазин и деньги тебе вернули». Пытаясь бороться с этой тенденцией, компания, представляющая в России такие люксовые марки, как MaxMara и Etro, решила сделать ход конем. Так, в 2013 году в принадлежащей Bosco «Весне» на Новом Арбате появился корнер с брендовыми платьями напрокат. Однако проект жил не долго – возвращать покупки по старинке было все-таки выгоднее.

Пик сервисов аренды вечерней одежды, которые часто совмещали с салонами красоты, пришелся на середину 10-х, особенно на кризисные годы. Многие связывали это с «золотой эпохой» Инстаграм: в ленте мелькали фото с многочисленных мероприятий, где каждый раз было принято появляться в новом наряде. И сейчас, услышав про «прокат одежды», многие уверены, что ходят туда исключительно за смокингами или вечерними платьям – вещами, которые нужны исключительно ради одного эффектного выхода.

Как у них: весь гардероб по подписке

Фото: Grailed

Между тем за границей идея приобрела глобальный оборот, выйдя за узкие рамки дресс-кода black tie. Ровно 10 лет назад в Америке запустился сервис Rent the Runway, основанный двумя подругами: стоимость компании в начале этого года достигла 1 миллиарда долларов. Все началось с жалобы близкой знакомой, которая была вынуждена потратить месячную зарплату на статусное платье, чтобы достойно выглядеть на свадьбе у друзей. Сначала стартап пошел привычным путем: одежду, закупленную по оптовым ценам, можно было «взять поносить» за 8-10% от ее рыночной стоимости, причем в пакет услуг уже были заложены химчистка и доставка. По сути, ничего революционного, пока предпринимательницы не додумались до следующего шага, на который их вдохновила платформа Netflix: открыть регулярную подписку и начать продажу абонементов. За 159 долларов в месяц можно было брать напрокат одежду известных брендов неограниченное количество раз. Идея имела ошеломительный успех: только представьте, как обзавидуются коллеги, когда вы каждую неделю появляетесь в новом пальто или с новой сумкой, словно героиня какого-нибудь сериала. Идея быстра «ушла в народ»: вскоре открылся британский аналог сервиса Higher Studio, а затем заработал сайт Gwynnie Bee, где сейчас тоже предлагают бесплатную подписку на месяц, но среди его клиенток – обладательницы plus size.

Штучно «взять поносить» можно на Bag Borrow or Steal, там же есть возможность арендовать или купить аксессуары – подержанные сумки, очки, украшения или кошельки премиальных брендов за 50-30% от их стоимости. Все недочеты, если они есть, сфотографированы, вероятность подделки исключена – оригинальность подтверждается сертификатом подлинности. Также в Штатах очень популярно приложение Tulerie, позволяющее одалживать собственные вещи, а чужие брать напрокат.

Почему подключаются гиганты масс-маркета

Фото: Photoshot/Reporter/East News

Концепции «одолженного» гардероба – жить. Хотя бы потому, что ее оценили и марки масс-маркета, прибыль которых в связи со всеобщей озабоченностью экологией и курсом на сознательное потребление резко падает. За последний год подобную услугу ввели в American Eagle, Scotch &Soda, Urban Outfitters – прокат нескольких предметов гардероба обойдется от 50 до 160 долларов в месяц. После окончания «тест-драйва» можно приобрести понравившиеся вещи со скидкой. В H&M, где всегда держат нос по ветру, уже тестируют возможность проката вещей из премиальных коллекций. Свой сервис аренды одежды запустила Banana Republic. Представители компании уверены, что окажутся в плюсе, потому что смогут использовать полученные данные для анализа самых популярных моделей. В общем, логично, что крупным брендам интересно запускать такую схему – фактически появляется еще один, хотя и специфический, канал продаж. «Многие боятся, что такая услуга подорвет сложившиеся ритейл-модели. Но умные прогрессивные ритейлеры воспримут это не как угрозу, а как возможность, дополнительную услугу. Вы помните, что было с онлайном? Сегодня даже не верится, что оффлайнщики считали продажи одежды и обуви по интернету невозможными», – заявил в интервью на телеканале РБК Ануш Гаспарян, коммерческий директор Fashion Consulting Group.

«Москвичи – собственники»

Фото: www.fashionpps.com/Photoshot/East News

Пока мировые бренды одежды и аксессуаров не открыли пункты проката в столице, на нашу долю приходятся частные компании по аренде предметов гардероба. Попытку создать «гардероб по подписке», как в Америке, у нас уже делали многие. Например, стилист Евгений Волк называл эту модель «длительной примеркой». Проект работал в тестовом режиме и только с российскими дизайнерами (около 60 брендов). Печальная участь постигла и подававший надежды Moussa Project стилистов Виктории и Елены Мусса, а вскоре после запуска приказала долго жить и «Бесконечная гардеробная» на «Флаконе». Судя по активности в соцсетях, у сервиса аренды дорогих мужских рубашек RubashkiClub тоже все не радужно. Многие сходятся на том, что в вопросах одежды москвичи – все еще ярые собственники. Так что ждем, когда опция проката появился в крупных универмагах или в сетевых магазинах вроде Zara или H&M. И может, тогда лед тронется.

Что брать в прокате

Фото: Bertrand-Hillion Marie-Paola/ABACA/Abaca/East News

Во-первых, статусные или необычные аксессуары. Иногда броского ремня, сумки узнаваемого бренда или пары крупных серег достаточно, чтобы вывести образ даже с базовым платьем или костюмом на новую высоту. Во-вторых, остромодные вещи. Лично я пользовалась в прошлом году сервисом Bag Borrow or Steal – выписывала яркую летнюю сумку Moschino, которую «тестировала» пару недель. Потом поняла – выкупать не хочу, жалко, тем более что все комплименты я уже собрала. Так что если есть возможность, берите вещи из последних коллекций, чтобы не успели надоесть: к примеру, крохотную сумочку Jacquemus (100 долларов за месяц). А вот классику премиальных марок лучше приобретать в постоянное пользование – еще в наследство передадите. И последнее: платья для новогодних корпоративов и выпускных. Их лучше бронировать заранее, хотя бы за месяц-полтора. Желающих много, а достойных сервисов по прокату в Москве, как мы знаем, пока очень мало.

Сервисы аренды в Москве


Фото: DressLab

DressLab Женские вечерние платья, мужские костюмы и детские вещи. Работает команда стилистов и визажистов. Цены от 2 тысяч за платье. Адрес: ул. Правды, 24/3

Фото: Oh My Look!

Oh My Look! Здесь можно взять напрокат брендовые наряды для мероприятий, включая конференции: Ruban, Alexander Terekhov, Elie Saab. А также аксессуары: сережки, клатчи. Цена от 3 500 за платье. Адрес: ул. Рочдельская, д. 15, стр. 16А

Фото: Dress Up Bar

Dress Up Bar Сервис по аренде брендовых платьев и полной подготовке к мероприятиям. Проводят девичники, фотодни и гаражные распродажи от дружественных брендов (среди которых 12storeez, COS, I am studio, Ushatava и другие). Платье в среднем от 4 000 рублей. Адрес: Сивцев вражек, 4

Фото: BlackTux

BlackTux Специализируются на прокате мужских смокингов и фраков, но есть и женские вечерние платья. В среднем около 3 тысяч за мужской костюм. Адрес: Спартаковский пер., 2с1

Распопова Ольга