Форма поиска по сайту
Все материалы

«Темные начала»: что нужно знать, перед просмотром главного сериала сезона?

Вечером 4 ноября на британском BBC и американском HBO (и утром 5 ноября в российской «Амедиатеке») стартует сериал «Темные начала», основанный на знаменитом фэнтези-цикле Филипа Пулмана. Делимся (без спойлеров) впечатлениями от первой серии и рассказываем, что нужно знать об этой причудливой вселенной и ее авторе, чтобы как можно быстрее привыкнуть к бронированным медведям и свирепым тартарам.

«Темные начала» – «детская книга для взрослых сердец»



Такое определение трилогии, вышедшей в 1995–2000 годах (и с честью боровшейся за книжные полки с самим «Гарри Поттером»), дал сам автор – британец Филип Пулман, степенный преподаватель английского языка и литературы. Сага состоит из трех романов – «Северного сияния», «Чудесного ножа» и «Янтарного телескопа» – и нескольких приквелов и продолжений. История начинается как роман воспитания: есть девочка-сирота, не знающая тайну своих родителей; есть школа, из которой нужно сбежать, чтобы повзрослеть; и есть наконец чувство долга, ведущее навстречу сказочным авантюрам. Но уже во второй части трилогия меняет жанр и становится антиутопией, в которой героям противостоит беспощадная и циничная система – местная Церковь. А в третьей части Пулман и вовсе решает свергнуть руками новых Адама и Евы не только организованную религию, но и самого Бога. Из-за этого книгу очень сильно критиковали христианские издания и поэтому назвать «Темные начала» произведением именно детским довольно сложно. Впрочем, уже один логотип канала HBO (хоть он здесь и выступает партнером вполне семейного BBC) дает понять, что это сказка для взрослых.

Это одновременно и альтернативная история, и фэнтези, и стимпанк

Фото: HBO

В «Темных началах» существует бессчетное количество параллельных измерений, а действие первой части трилогии разворачивается в мире, отдаленно похожем на наш. В нем всеми европейскими странами правит религиозная организация Магистериум, к востоку от цивилизованной Московии лежит злая и дремучая Сибирь, а в Оксфорде развиваются передовые науки – но под присмотром церкви. И главное: у каждого человека в этом мире есть свой деймон – говорящее животное, в котором заключена душа. У детей деймон может меняться вплоть до наступления совершеннолетия. Поэтому сопровождающий главную героиню – сироту Лиру – деймон Пантелеймон принимает обличие то белой куницы, то птицы. Есть в этом мире, вдохновленном стимпанковской инженерией и викторианской архитектурой, и другие сказочные существа. Например, свирепые панцербьерны – белые медведи, которые куют свою броню из упавших метеоритов и живут на Крайнем Севере. В их земли в начале романа и отправится храбрая Лира, чтобы спасти своего друга Роджера. Его, кажется, похитили и вот-вот сделают жертвой опыта по разделению человека и деймона. Читай: освобождению тела от души. Человеческой воли – от божественного чувства вины.

«Темные начала» – часть той же саги, что и фильм «Золотой компас» 2007 года

Фото: HBO

Европейские книги нередко выходят в Америке под другими названиями, к примеру, «Гарри Поттер и философский камень» в США стал «Гарри Поттером и колдовским камнем». Так было и с «Северным сиянием», которое превратилось в «Золотой компас». А третью часть цикла Пулмана подвергли куда более принципиальной редактуре. До американского читателя-пуританина, например, не добралась сцена, намекающая на подростковый секс, – в книге он символизировал новый первородный грех. Так что зрители «Золотого компаса» (их, правда, было немного, и компания New Line Cinema после выхода фильма так поиздержалась, что стала частью Warner Bros.) уже знакомы с сюжетом сериала. И поэтому вынуждены будут сравнивать, например, игру Джеймса Макэвоя (лорд Азриэль в телеверсии) с игрой Дэниела Крейга (лорд Азриэль в кино).

В «Темных началах» много звезд

Фото: HBO

И если Макэвою сравнения с Крейгом нипочем, то, например, Рут Уилсон из «Любовников» в роли ученой дамы миссис Колтер пока что пугает зрителя гораздо меньше, чем холодная, жестокая Мариса в исполнении Николь Кидман. Впрочем, отставание Уилсон от Кидман, может быть, обусловлено самой драматургией: сериал раскрывает свои карты (и героиню) медленнее, чем фильм.

Зато сыгравшая главную роль 14-летняя Дафни Кин – настоящее чудо. Открытая два года назад «Логаном» девочка – наполовину испанка, наполовину англичанка – создает образ именно той юной героини, которая и интересна современному миру. Она и не принцесса, и не пацанка, и не пассионарий, и не ведомая. Просто маленький человек, у которого, кроме золотого компаса (волшебного артефакта, помогающего в навигации по стремительному сюжету), есть еще и компас моральный. Но актрисе приходится нелегко из-за того, что основные ее партнеры на съемочной площадке – зеленые куклы, которые уже на экране превращаются в куницу и медведя. А опытнейшие взрослые актеры, кажется, не так внимательны к юной партнерше, как добрейший Хью Джекман в «Логане». Но она справляется – во многом благодаря тому, как хорошо прописан ее персонаж. Лира – разом и классическая сирота из британской прозы, и героиня европейской сказки. Самая настоящая Герда, отправившаяся в царство льда спасать своего Кая.

Но будьте начеку: Пулман – писатель-скандал

Фото: HBO

В своих интервью автор трилогии любит эпатировать читателя выпадами против церкви. Вроде такого: «Надеюсь, однажды эта несчастная организация полностью исчезнет». В списке книг, которые пытались запретить в Соединенных Штатах, «Темные начала» занимают почетную восьмую строчку. Источником магии в романе выступает так называемая пыль – что-то вроде частиц-мидихлорианов из «Звездных войн», делающих джедаев джедаями. Пыль существовала всегда, но ее присутствие в мире становится сильнее, если люди творят, – и добрые дела, и искусство. Но Магистериум (читай: организованная религия, похожая на христианство) пытается искоренить пыль или хотя бы монополизировать право ею распоряжаться. То есть выступает в роли системы, враждебной всем прогрессивным силам, – ее жажда власти и контроля сдерживает гармоничное и свободное развитие всех параллельных миров.

Впрочем, в первом сезоне сериала зрителям об авторской позиции беспокоиться точно не стоит. Все богоборчество хранится во второй и третьей книгах. А продюсеры уже признались, что во многом переработали роман для малого экрана – потому что предрождественский кассовый провал «Золотого компаса» в 2007-м году до сих пор не забыт. Поэтому пока что «Темные начала» – это британский роман воспитания вперемешку с европейским фольклором и большой фэнтези-литературой. Героики путешествий (в духе любимой британцами экспедиции Роберта Фалкона Скотта на Южный полюс) здесь куда больше, чем героики богоборчества.

Какими получились телевизионные «Темные начала»?

Фото: HBO

Немного скомканными, потому что мир Пулмана не так-то просто объяснить за одну серию. Но очень красивыми: здешние серебристые дирижабли, трогательные деймоны, северное сияние, ледяные скалы и готические своды очаруют и взрослых, и детей. А еще «Темные начала» оказались на удивление реалистичными и динамичными: режиссер «Отверженных» Том Хупер нарочно снял первые два эпизода так, чтобы зрителя буквально трясло от эффекта присутствия. Камера постоянно находится в движении, будто перед нами не сказка, а документалка о говорящих медведях. А героиня оказалась той еще непоседой – и тянет зрителя за собой, как и положено неугомонному ребенку. Кого-то из взрослых такие забавы наверняка опустошат, но тех, кто любит фантазировать и играть, сериал увлечет надолго.

Видео: YouTube/HBO

Москвитин Егор

Читайте также