Фото: HBO
В «Темных началах» существует бессчетное количество параллельных измерений, а действие первой части трилогии разворачивается в мире, отдаленно похожем на наш. В нем всеми европейскими странами правит религиозная организация Магистериум, к востоку от цивилизованной Московии лежит злая и дремучая Сибирь, а в Оксфорде развиваются передовые науки – но под присмотром церкви. И главное: у каждого человека в этом мире есть свой деймон – говорящее животное, в котором заключена душа. У детей деймон может меняться вплоть до наступления совершеннолетия. Поэтому сопровождающий главную героиню – сироту Лиру – деймон Пантелеймон принимает обличие то белой куницы, то птицы. Есть в этом мире, вдохновленном стимпанковской инженерией и викторианской архитектурой, и другие сказочные существа. Например, свирепые панцербьерны – белые медведи, которые куют свою броню из упавших метеоритов и живут на Крайнем Севере. В их земли в начале романа и отправится храбрая Лира, чтобы спасти своего друга Роджера. Его, кажется, похитили и вот-вот сделают жертвой опыта по разделению человека и деймона. Читай: освобождению тела от души. Человеческой воли – от божественного чувства вины.Фото: HBO
Европейские книги нередко выходят в Америке под другими названиями, к примеру, «Гарри Поттер и философский камень» в США стал «Гарри Поттером и колдовским камнем». Так было и с «Северным сиянием», которое превратилось в «Золотой компас». А третью часть цикла Пулмана подвергли куда более принципиальной редактуре. До американского читателя-пуританина, например, не добралась сцена, намекающая на подростковый секс, – в книге он символизировал новый первородный грех. Так что зрители «Золотого компаса» (их, правда, было немного, и компания New Line Cinema после выхода фильма так поиздержалась, что стала частью Warner Bros.) уже знакомы с сюжетом сериала. И поэтому вынуждены будут сравнивать, например, игру Джеймса Макэвоя (лорд Азриэль в телеверсии) с игрой Дэниела Крейга (лорд Азриэль в кино).Фото: HBO
И если Макэвою сравнения с Крейгом нипочем, то, например, Рут Уилсон из «Любовников» в роли ученой дамы миссис Колтер пока что пугает зрителя гораздо меньше, чем холодная, жестокая Мариса в исполнении Николь Кидман. Впрочем, отставание Уилсон от Кидман, может быть, обусловлено самой драматургией: сериал раскрывает свои карты (и героиню) медленнее, чем фильм.Фото: HBO
В своих интервью автор трилогии любит эпатировать читателя выпадами против церкви. Вроде такого: «Надеюсь, однажды эта несчастная организация полностью исчезнет». В списке книг, которые пытались запретить в Соединенных Штатах, «Темные начала» занимают почетную восьмую строчку. Источником магии в романе выступает так называемая пыль – что-то вроде частиц-мидихлорианов из «Звездных войн», делающих джедаев джедаями. Пыль существовала всегда, но ее присутствие в мире становится сильнее, если люди творят, – и добрые дела, и искусство. Но Магистериум (читай: организованная религия, похожая на христианство) пытается искоренить пыль или хотя бы монополизировать право ею распоряжаться. То есть выступает в роли системы, враждебной всем прогрессивным силам, – ее жажда власти и контроля сдерживает гармоничное и свободное развитие всех параллельных миров.Фото: HBO
Немного скомканными, потому что мир Пулмана не так-то просто объяснить за одну серию. Но очень красивыми: здешние серебристые дирижабли, трогательные деймоны, северное сияние, ледяные скалы и готические своды очаруют и взрослых, и детей. А еще «Темные начала» оказались на удивление реалистичными и динамичными: режиссер «Отверженных» Том Хупер нарочно снял первые два эпизода так, чтобы зрителя буквально трясло от эффекта присутствия. Камера постоянно находится в движении, будто перед нами не сказка, а документалка о говорящих медведях. А героиня оказалась той еще непоседой – и тянет зрителя за собой, как и положено неугомонному ребенку. Кого-то из взрослых такие забавы наверняка опустошат, но тех, кто любит фантазировать и играть, сериал увлечет надолго.Видео: YouTube/HBO
Читайте также