Форма поиска по сайту
Все материалы

Новый музей в медном кубе, Марк Шагал и Эрнст Неизвестный: главные выставки зимы в Москве

Искусство из огнетушителя и на подвижных решетках, в формате открытого хранения и масштабных ретроспектив — от африканских артефактов до Марка Шагала и Эрнста Неизвестного. Рассказываем о главных выставочных проектах зимы.

Три выставки в новом музее «ЗИЛАРТ»

Тысяча африканских артефактов, экспериментальная советская скульптура и апокалиптическая тотальная инсталляция. На посещение нового музея «ЗИЛАРТ», в основу коллекции которого легло собрания Андрея и Елизаветы Молчановых, стоит закладывать целый день. Гигантский медный куб, построенный по проекту Сергея Чобана — это четыре этажа временных выставок и многое другое. Произведениями искусства здесь могут считаться даже оформленные уличными художниками лифты и эскалаторы, а также музейный магазин с уникальными дизайнерскими объектами, редкими арт-изданиями и произведениями, созданными в коллаборации с современными художниками. Например, вышитые виды местных достопримечательностей работы Саши Браулова.

Сергей Чернов. Костюмы-объекты, созданные для группы «Поп-механика». Фото: Юрий Пальмин

Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Иван Чуйков, Михаил Рогинский — вот лишь несколько имен знаковых художников-нонконформистов, чьи работы представлены на выставке «Шаг с пьедестала» (0+). Но центром внимания здесь выступают не они, а изобретательные изваяния московских и ленинградских скульпторов второй половины ХХ — начала XXI века.

Проект «Африканское искусство: боги, предки, жизнь» (12+) вобрал в себя уникальные артефакты, которые почти 30 лет собирал художник Михаил Звягин. Экспозиция состоит из тематических «островов», посвященных конкретным архетипам: плодородию, магии или памяти предков. Пятый этаж музея занимает масштабная инсталляция Гриши Брускина Dies Illa (18+), которая погружает зрителя в напряженное театрализованное пространство, пронизанное чувством тревоги за будущее человечества.

Музей «ЗИЛАРТ», б-р Братьев Весниных, 3

Билеты по 1 200 рублей


«Марк Шагал. Радость земного притяжения»

«Вообще люблю лежать, уткнувшись в землю, шептать ей свои горести и мольбы», — писал Марк Шагал в мемуарах «Моя жизнь». Это не самая очевидная цитата художника, на полотнах которого люди часто бывают оторваны от земли и парят в воздухе. Организаторы первой в стенах Пушкинского музея крупной ретроспективы Шагала за 40 лет обещают сосредоточиться именно на связи художника с родной землей, от которой он был оторван долгие десятилетия, живя в Париже.

Марк Шагал. Над городом. 1918. Государственная Третьяковская галерея

Работы Шагала на выставке (преимущественно «русского периода») будут сопровождаться цитатами из книги «Моя жизнь». А в Белом зале музея воссоздадут зрительный зал Еврейского камерного театра, для которого художник в 1920 году расписал девять панно. Будут на выставке и картины из так называемой витебской серии с изображениями колоритных улочек и обитателей родного города художника. Не обойдется и без главных шагаловских шедевров — полотен «Прогулка» и «Над городом».

ГМИИ имени А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 12

11 декабря — 15 марта 2026 года, билеты по 1 200 рублей

12+

«Эпоха Неизвестного. К 100-летию художника»

Выставка по случаю 100-летия Эрнста Неизвестного в Новой Третьяковке обещает продемонстрировать эволюцию художественного языка мастера и разные грани его творчества. В экспозиции соберут скульптуру, графику и живопись от первых офортов 1950-х до признанных шедевров вроде бронзового «Орфея», который впоследствии стал прототипом статуэтки телепремии ТЭФИ.

Эрнст Неизвестный. Эскиз скульптуры. 1969. Государственная Третьяковская галерея

Экспозиция будет поделена на четыре раздела. Первый из них под названием «Война — это…» включает скульптурные и графические работы, относящиеся к советскому периоду творчества Неизвестного до его отъезда на Запад в 1976 году. Второй раздел «Неизвестный в Манеже» посвящен эпохальной выставке «30 лет МОСХ» конца 1962 — начала 1963 года. Именно тогда произошло знаменитое противостояние художника с Никитой Хрущевым.

В секции «Гигантомахия» соберут наиболее крупные работы мастера не только в скульптуре, но и в живописи и графике. Завершит выставку раздел «Древо жизни», посвященный одноименному проекту, над которым Неизвестный работал с середины 1950‑х.

Новая Третьяковка, ул. Крымский Вал, 10

16 декабря — 12 мая 2026 года, билеты по 600 рублей

16+

Новый сезон в открытом хранении музея «Гараж»

О старте собственной коллекции современного российского искусства музей «Гараж» объявил еще летом прошлого года, а уже осенью начал знакомить посетителей с первыми приобретениями в формате открытого хранения. С тех пор экспозиция постоянно расширяется и видоизменяется. В новом сезоне ее дополнили 30 проектов, преимущественно созданных в 1990–2020-е годы.

Предоставлено пресс-службой. Фото: Алексей Народицкий

Инсталляция Константина Звездочетова «Легкое дыхание» в виде черного бюро отсылает к одноименному рассказу Ивана Бунина и исследует тему мужской ревности в мировой культуре. А фотографии Анастасии Цайдер посвящены безлюдным интерьерам советских НИИ. Специально для «Гаража» уличный художник 0331с при помощи распыляющего краску огнетушителя создал масштабную работу «Такой момент». К обновлению открытого хранения музей запустил спецпроект «Словарный запас», который служит своего рода навигатором по экспозиции.

Музей «Гараж», ул. Крымский Вал, 9, стр. 32

До весны 2026 года, билеты от 600 рублей

18+

«Анатолий Зверев. Открытое хранение»

После длительного ремонта московский музей AZ открылся проектом, посвященным Анатолию Звереву, чьи инициалы скрыты в названии институции, отмечающей в этом году свое десятилетие. Самого Зверева в ближайший год музей будет чествовать в формате открытого хранения. Его картины и графику разместили на решетчатых конструкциях, часть которых посетители могут самостоятельно двигать, меняя логику экспозиции.

Предоставлено пресс-службой. Фото: Василий Буланов

В общей сложности новая выставка объединила более 200 работ Зверева, включая 67 автопортретов художника, под которые выделили отдельный этаж. Посетителей встречают графикой из собрания легендарного коллекционера Георгия Костаки, переданной в дар музею в 2013 году. Тут есть супрематические композиции в духе Малевича, изображения животных и обнаженная натура.

Автопортреты Зверева собраны на втором этаже: тут он предстает перед зрителем в совершенно разных образах — от молодого матроса до дряхлого старика (сам художник умер в возрасте 55 лет). Кроме того, Зверев примеряет на себя фантазийные маски мушкетера, английского денди и даже Винсента Ван Гога. На третьем этаже живописные полотна художника дополняют многофункциональную зону, где планируют показывать фильмы, проводить лекции, перформансы и мастер-классы.

Музей AZ, ул. 2-я Тверская-Ямская, 20–22

До 4 октября 2026 года, билеты по 400 рублей

12+

«Под маской»

Василий Лебедев. Девочка в маскарадном костюме. 1905. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко

Музей русского импрессионизма одним из первых анонсировал выставочные планы на 2026 год, который станет для него юбилейным. Отмечать свое десятилетие музей начнет в феврале с выставки «Под маской», посвященной феномену карнавалов и маскарадов. Посетителей будут ждать работы Владимира Маковского, Сергея Судейкина, Сергея Виноградова, Абрама Архипова и других художников со сценами придворных балов, уличных гуляний и домашних праздников.

Атмосфера всеобщего лицедейства нередко стирала грань между искусством и жизнью. Художники часто брали заказы на оформление уличных праздников, которые нередко посещали сами, скрывая свои лица за яркими масками.

Музей русского импрессионизма, Ленинградский пр-т, 15, стр. 11

12 февраля — 24 мая 2026 года




Текст: Александр Быковский