Фото: Simon Annand
Корифей и мэтр театра 20 века остается звездой и в 21-м. Хотите верьте, хотите нет, но 94-летний режиссер все еще работает. В 2017-м Москва увидела его «Поле битвы» – тонкий 70-минутный спектакль стал новой версией «Махабхараты» (по мотивам этого эпоса Брук когда-то поставил один из самых знаменитых своих спектаклей, который длился девять часов). Why?, который нам покажут, посвящен другому великому режиссеру и реформатору театра 20-го века – Всеволоду Мейерхольду, расстрелянному советским режимом в 1940-м. На вопрос «почему это произошло» – у Брука есть свой ответ.Фото: предоставлено организаторами фестиваля NET
«Селфи-концерт» – интерактивный перформанс, в котором болгарин Иво Димчев нарушит все привычные границы между залом и исполнителем. Если вы хоть раз видели его выступления, то непременно захотите добавки. А если вдруг не видели и при этом интересуетесь современным искусством, то поправить это надо непременно. Ну и вообще селфи с Димчевым – такая штука, которой можно будет хвастаться перед внуками.Фото: PR-служба «ГРАУНД Солянка»
Художник и куратор, руководитель галереи «На Солянке» Катя Бочавар давно начала делать сайт-специфик инсталляции и перформансы. R&J, то есть «Ромео и Джульетта», – это пластические композиции по Шекспиру, придуманные и поставленные Бочавар при участии хореографа Анны Абалихиной и знаменитых шумовых машин Петра Айду. На NET покажут видеоверсию этого перформанса, впервые сыгранного в 2013-м в Первоуральске как часть огромного проекта, посвященного художественному исследованию заводов Урала.Фото: Андрей Безукладников
Пиноккио, брат Буратино, стал героем нового спектакля худрука Электротеатра Бориса Юхананова. В «Пиноккио» новая процессуальность (то есть совсем иные, чем мы привыкли, представления о ритме, времени и пространстве постановки), которую Юхананов и его команда опробовали уже в «Синей птице», «Золотом осле» и «Орфических играх», соединяется с традициями комедии дель арте. Деревянный человечек будет странствовать по разным философским мирам, причем каждый вечер все будет происходить по-разному, оттого варьируется и протяженность спектакля – иногда три часа, иногда пять.Фото: предоставлено организаторами фестиваля NET
Давид Эспиноза уже дважды приезжал на NET, но увидеть его спектакли удавалось не всем. Дело в том, что его театр помещается в чемодане, а сцену заменяет большой стол, вокруг которого сидят зрители. Такая камерность масштаба контрастирует с глобальными темами. Крошечные куклы Эспинозы способны страдать и умирать, вызывая у зрителей слезы сострадания. На этот раз он представит нам свою версию Всемирной истории человечества: экономику, политику, культуру, – все это, как обычно у Эспинозы, уместится на столе. Обещают, что будет весело.Фото: Luca Del Pia
Реквием по матери и семейным узам – от одного из самых сильных, страстных и смелых режиссеров Европы. Новое время и обстоятельства требуют назвать ее режиссеркой. Что ж, это тот случай, когда слово уместно. Творчество Лиделл – феминизм в лучших его проявлениях. Не признающая никаких шор и безжалостная прежде всего по отношению к самой себе, она делает яркие, жесткие спектакли, аналогов которых в русском театре нет. Зато они есть в нашей литературе – например, в новаторской поэзии Марины Цветаевой. «Звук колоссального неблагополучия» – так когда-то отозвался о стихах Цветаевой Бродский. Формулировку можно отнести и к Лидделл. Даже если вы вообще не ходите в театр, ради этого спектакля стоит сделать исключение.Фото: Дима Черный и Андрей Хиловский
Выпускник Мастерской Крымова и Каменьковича в ГИТИСе, автор радикальных постановок Театра.doc создал свою свободную лабораторию, в которой великолепная Роза Хайруллина произносит теологический трактат Блаженного Августина на языке оригинала. Если вы еще не выучили латынь, скучно все равно не будет. Во-первых, у хорошего актера всегда и все понятно без перевода. А во-вторых, помогут хор и оркестр. Главной темой постановки режиссер называет взаимосвязь языка и границ восприятия, а также нашу (не)способность общаться с собой и высшими силами.Фото: Patrick Berger
Символично, что фестиваль закончит тот же театр, с которого и начинается программа. На этот раз легендарная компания Питера Брука покажет музыкальную постановку Кэти Митчелл, название которой переводится как «Волшебная страна». В ее основе – цикл Роберта Шумана и Генриха Гейне «Любовь поэта», к которому сегодня композитор Бернар Фоккруль и драматург Мартин Кримп дописали 16 новых песен. Все это будет жестко, драматично и элегантно. Как всегда в творчестве Митчелл, одинаково ярко работающей и в драме, и в опере (ее великолепная «Альцина» шла в прошлом сезоне в Большом театре), частные лирические истории станут основой для размышления о положении женщины в сегодняшнем европейском обществе. В главной роли – американская оперная звезда Джулия Баллок.Читайте также