Фото: «Пионер»
Многострадальная история об укротителях электричества Эдисоне, Тесле и Вестингаузе, которая шла к зрителю больше десяти лет. Сперва сценарий картины пролежал долгие годы в голливудском «черном ящике» – списке рукописей, которые все высоко оценили, но никто не решил запустить в производство. Потом его купил продюсер Тимур Бекмамбетов, но дистрибьютором и сопродюсером на беду стал Харви Вайнштейн. Так что, когда фильм все же показали в сентябре 2017-го на фестивале в Торонто, его маркетинг толком не начался. Уже в октябре Вайнштейн стал врагом Голливуда, а компания – правообладатель «Войны токов» The Weinstein Company принялась готовиться к банкротству. Прошло два года, и вот картина все-таки выходит в скромный прокат – без всякой надежды на сезонные призы и серьезные сборы, зато в той версии монтажа, которую отстаивал режиссер Альфонсо Гомес-Рехон, а не продюсер Вайнштейн. А поскольку Эдисона все еще играет Бенедикт Камбербэтч, а Вестингауза – Майкл Шэннон, то пропускать этот амбициозный и оригинальный фильм – себе дороже.Фото: «Каро Премьер»
Сентиментальный нуар про Нью-Йорк 50-х, явно задуманный как ответ Восточного побережья «Секретам Лос-Анджелеса» с побережья Западного. Эпоха та же и цвет шляп тот же, но покрой плащей грубее, лица серее, вместо порочных кинозвезд – коррумпированные застройщики, а вместо калифорнийского зноя – зябкий туман. Бруклинский сирота – прозвище частного детектива Лайонела Эссрога, которое ему дал заботливый босс Фрэнк Минна. Когда-то Фрэнк спас от жестоких воспитателей из приюта троих мальчишек и сделал их своими подмастерьями. Теперь они должны отомстить за его смерть. Совсем как в сказке, самым преданным из трех сыновей оказывается младший – слабый, неуклюжий да еще и страдающий от синдрома Туретта Лайонел. Его играет Эдвард Нортон. Покойного наставника недолго, но с максимальной теплоотдачей изображает Брюс Уиллис. Жестоких злодеев и американских дельцов – Уиллем Дэфо и Алек Болдуин. А девушку, из-за которой начнется нью-йоркская версия Троянской войны, – чернокожая (и это необычный ход для ретронуара) актриса Гугу Эмбата-Ро.Фото: Netflix
Вероятно, лучший оригинальный фильм Netflix в этом году – изматывающая своей честностью, прямотой и проницательностью драма о разводе, разыгранная Скарлетт Йоханссон и Адамом Драйвером и поставленная мастером разговорных трагикомедий Ноа Баумбахом. Энергозатраты, на которые пошли ради своих ролей актеры, явно стоило наградить на фестивале в Венеции, но там фильм отчего-то оставили без призов. Зато у него до сих пор самые высокие среди всех конкурсантов (включая «Джокера») рейтинги у критиков. Это действительно пронзительное кино, иллюстрирующее поговорку про «от любви до ненависти один шаг» самым беспощадным образом, но оставляющее надежду, что еще один шаг – и все вернется обратно. Драйвер играет режиссера из Нью-Йорка, а Йоханнсон – актрису из Лос-Анджелеса. Пока пара жила интересами мужа, все было хорошо: она не ощущала себя жертвой, а он чувствовал себя идеальным супругом. Но как только героиня захотела самореализоваться, иллюзия гармоничных отношений исчезла, и началась борьба за опеку над ребенком. А хищные юристы по бракоразводным процессам разбили на пепелище чужой любви походный лагерь: воевать так воевать. «Брачная история» умудряется быть фильмом одновременно и очень нежным, и безумно страшным. Как – загадка.Фото: «НД Плэй»
Один из важнейших российских фильмов года – страшная история учительницы рисования, для которой хождение в народ обернулось хождением по мукам. Художница то ли из Москвы, то ли из Петербурга едет на красивый, но угрюмый русский север, чтобы быть рядом с мужем, тоже художником, оказавшимся в тюрьме за преступление, которое он не совершал. То ли толкнул кого-то на митинге, то ли ударил; результат известен. Чтобы не сидеть без дела, энергичная и прекраснодушная девушка устраивается в местную школу и начинает борьбу за сердца талантливых, но запуганных детей против целого мира – местных хулиганов и поощряющих их настоящих бандитов, трусливых взрослых и безразличных коллег. Получается «Левиафан» 2019 года – фильм беспросветный, но честный. А благородство, идеализм и мужество его героини Антонины напоминают о Валентине из вампиловского «Прошлым летом в Чулимске». И, чего уж там, о жестокости нашей земли, способной рождать таких талантливых и красивых людей лишь ради того, чтобы поскорее забрать их назад и переварить.Фото: «СБ Фильм»
Меланхоличный, но порой искрометный пересказ «Трех сестер» от 81-летнего режиссера Константина Худякова. На этот раз героини рвутся в Москву из современной Прибалтики, а мешают им не русская хандра и не антракт посреди жизни, а препятствия вполне криминального толка. Играют девушек прекрасные Юлия Пересильд, Анна Чиповская и Юлия Снигирь. Без Евгения Цыганова, разумеется, тоже не обойдется. Ведь главная беда русских женщин – безальтернативность.Читайте также