Фото: пресс-служба
Виктория Привалова сделала спектакль-инсталляцию про отношения миллениалов и постмиллениалов с их мамами. Про любовь и взаимное непонимание, про клишированные фразочки вроде «вырастешь – поймешь». Вы ходите с аудиогидом, слушаете истории героев: лежа под столом, сидя в закрытом шкафу или оставляя на холодильнике записку – своей маме или детям. Спектакль может заменить беседу с психологом. Как и на встречу с доктором, стоит прихватить с собой пачку бумажных платков. Тем более что в темноте слез никто не увидит.Фото: пресс-служба
В марте откроется «ГЭС-2» – выставочный проект фонда V-A-C, который займет здание на Болотной набережной, прежде принадлежавшее городской электростанции. В те же дни в лабораторном корпусе МЭИ покажут «ГЭС-2 оперу» (музыка Дмитрия Власика, текст Андрея Родионова) в постановке Всеволода Лисовского. Один из самых интересных спектаклей прошлого сезона тоже возник по заказу V-A-C – его собирались представить на открытии «ГЭС-2». Но спектакль Лисовского как влитой вписался в девятиэтажный архив МЭИ с медленно заворачивающейся спиралью без ступенек вместо лестницы (его архитектура едва ли уступит музею Гуггенхайма в Нью-Йорке), так что его решили оставить там. Даже если вы никогда не были в опере, но хотите знать, что такое современное искусство, вам сюда.Фото: Наталья Кореновская
Позаимствовав структуру из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха, Волкострелов на каждом спектакле знакомит зрителей с 24 берестяными грамотами, оставленными нам средневековыми новгородцами и жителями других древнерусских городов. Признания в любви, долговые расписки, выяснение бытовых отношений – темы сообщений каждый раз разные, и читают их не артисты, а зрители-добровольцы. Таким неожиданным способом Волкострелов дает голос тем, кто обычно молчит. А остальных проверяет на умение слушать и слышать.Фото: Полина Назарова
В этом спектакле настоящие юристы разбирают дело Гамлета, парня из питерского спального района, убившего своего соседа Полония – то ли преднамеренно, то ли по неосторожности. В Венеции Гамлет получил 15 лет, в Цюрихе его оправдали. Окончательное решение каждый раз выносят шесть присяжных, рандомно выбранных из числа зрителей. Принципиальное и красноречивое отличие российской версии в том, что в питерском процессе отказались участвовать профессиональные судьи – их заменили адвокаты. Какой срок получит Гамлет в Москве (эту роль, как и в Питере, исполнит режиссер, а теперь и актер Семен Серзин), что он скажет на суде и кто будет его адвокатом – заранее не предсказать.Фото: пресс-служба
В прошлом году в Москве (а сейчас уже и в Петербурге) появился новый театр – Мобильный художественный. Он существует только у вас в ушах – если предварительно скачаете приложение в App Store или Google Play. «1 000 шагов…» – первый спектакль-променад – выпустился в тот период, когда Серебренников находился под домашним арестом и, совершая прогулки «на районе» (по Пречистенке и окрестностям), не должен был ни с кем общаться. В принципе, «1 000 шагов…» можно назвать секретным театром (такая разновидность иммерсивного искусства): вы получаете через наушники информацию, которой нет у горожан вокруг. Однако променад не предлагает взглянуть на город и ощутить себя в нем по-новому, как, скажем, в знаменитом Remote X группы Rimini Protokoll. В этом смысле он вполне традиционен: голос Кирилла Серебренникова рассказывает, кто здесь что строил и кто жил. Но реальные истории оказываются такими, что никакому выдуманному сюжету с ними не соперничать.Фото: Ярославна Ефимова
Несмотря на то что спектакль показывают вне конкурса, одной своей номинацией он все-таки в нем. Пьесу «Сосед» написал Павел Пряжко – лучший и уж точно самый необычный драматург нашего времени, с пьес которого и начался театр Волкострелова. Эта пьеса претендует на «Маску» в номинации «Драматургия». В «Соседе» дачник дядя Коля бесконечно и беспардонно рассказывает своему соседу Паше и его жене всякую ерунду о себе, своем огороде, быте и так далее. Просит чем-то помочь – например, почистить картошку. Разумеется, никаких возражений он не слышит – он вообще не слушает собеседника. А потом происходит «вдруг» – в пьесах Пряжко этого «вдруг» обычно нет, а тут вдруг есть. Говорят, такого смешного спектакля у Дмитрия Волкострелова еще не было.Фото: Олег Радченков
Еще одно женское режиссерское имя, которое нужно знать. По каким-то причинам (возможно, в силу мрачности сюжета) в афишу нынешней «Маски» не попала выпущенная Бондарь в Псковской драме «Гробница малыша Тутанхамона» – первая постановка пьесы-комикса американки Оливии Дюфо. Зато в «Маске Плюс» есть ее «Тверь-Тверь», в которой Бондарь соединяет кино, оперу-сказку и городской вербатим – чтобы рассказать о тихом, неторопливом городе, в котором «все разваливается», и о людях, которые бегут в Москву. Выходит не сентиментально, но поэтично.Фото: пресс-служба
Петр Шерешевский, чей псковский «Ревизор» в этом году – в главном конкурсе, вот уже несколько лет возглавляет маленький независимый театр, выживающий каким-то чудом. Вот там, в камерном пространстве, он ставит самый истрепанный текст 20-го века так, как будто видит пьесу впервые. Здесь Треплев – ярый сторонник постдраматического искусства, а матерый Тригорин – уже не человек, а машина для сочинительства. На сцене помещается 9 пианино, сходу исполняющих то, что он пишет. Тригорина играет один из лучших питерских актеров, Виталий Коваленко.Фото: Дарья Попова
Александр Пепеляев идет по целине: кажется, никто в России еще не ставил современный танец с оглядкой на детей и подростков. Пепеляев переосмыслил классический балет Лео Делиба, и теперь механическая кукла Коппелия, в которую вдруг влюбились все юноши города, превратилась в искусственный интеллект, чат-бота, сестру «Алисы» и Siri. Есть ли жизнь за цифровой маской и не превращаемся ли мы сами в роботов – вопросы, актуальные для биоорганизмов любого возраста.Фото: Фрол Подлесный
Этот спектакль в Красноярске сделала команда берлинского театра Strahl, давно и серьезно занимающаяся социальным театром. В частности, проблемой мобинга – школьной травли. На сцене – урок физкультуры, все глумятся над одним из героев. Сидящим в зале дается возможность включиться в действие – объяснить, что и почему пошло не так, и даже попробовать это исправить. А еще проанализировать самого себя – понять, сам ты принимаешь решение или слушаешь подсказки тех, кто авторитетнее.Читайте также