Зимний пейзаж. 1910. Государственная Третьяковская галерея
Способность к рисованию проявились у Юрия Анненкова еще в детстве и сразу же навлекла на гимназиста неприятности. За карикатуры на учителей в 1906 году он был отчислен из петербургской гимназии, а в Императорскую академию художеств поступить так и не смог. Доучиваться пришлось в разных мастерских, в том числе и во Франции, первая поездка в Париж случилась в 1911 году. Холст «Зимний пейзаж» – пример юношеского увлечения импрессионизмом. Эта манера стала для 21-летнего живописца отправной точкой его будущих экспериментов с кубизмом, реализмом и абстракционизмом.Эскиз декорации к спектаклю «Газ» по пьесе Г. Кайзера, режиссер К. П. Хохлов. Большой драматический театр, Петроград, 1922. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Театр занимал важное место в жизни художника – он создавал декорации и костюмы для постановок Федора Комиссаржевского и Всеволода Мейерхольда, был теоретиком авангардного театра. Анненков любил оживлять сценическое пространство, был уверен, что декорации должны быть психологичны. Для постановки пьесы немецкого драматурга-новатора Георга Кайзера «Газ» в Большом драматическом театре он предложил по-настоящему революционное решение – движущиеся декорации и меняющееся освещение.Портрет А. М. Горького. 1920 год. Из собрания Института мировой литературы имени А. М. Горького РАН
Самую большую известность Юрий Анненков получил именно как портретист. Ему позировали Анна Ахматова, Федор Сологуб, Борис Пастернак, Айседора Дункан и друг юности Максим Горький. Часто на его портретах мы видим не только личность, но и приметы эпохи: например, на заднем фоне у Горького идет демонстрация и разворачивается стройка. А китайская ваза и статуэтка Будды впереди – предметы из личной коллекции прозаика.Эскиз оформления площади Урицкого (Дворцовой) для массового действа «Взятие Зимнего дворца». Петроград, 1920. Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина
Сам Юрий Павлович называл себя «модельером революции». Он любил рассказывать друзьям, как придумал костюм Троцкому и форму для петроградской милиции. Однако самый важный заказ случился в 1920 году – Анненков стал главным художником грандиозного спектакля под открытым небом «Взятие Зимнего дворца». В честь третьей годовщины Октябрьской революции ему предстояло оформить инсценировку на 10 тысяч человек. Вместо привычной сцены – конструктивистские трибуны. На «белой» расположились ленивые министры и злобные капиталисты, а на «красной» рабочие готовили переворот. Костюмы для тех и для других искали по всем столичным театрам и бывшим царским палатам, шить было некогда. Результатом заказчики остались довольны, а мастер получил скромный гонорар – табак на 100 папирос и два килограмма яблок.Катька. Иллюстрация к поэме А. Блока «Двенадцать». 1918. Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля
Анненков был первым иллюстратором самого известного произведения Александра Блока – поэмы «Двенадцать». Работали автор и художник в тесной связке почти год и не всегда могли сразу прийти к компромиссу. Раз семь по просьбе поэта перерисовывали проститутку Катьку, пока образ из головы Блока не совпал с изображением. Художественное воплощение пророческого для всего XX века текста Анненков создал с помощью ломаных линий и тревожных черных пятен.Амедео Модильяни. Эскиз костюма к фильму «Монпарнас-19». 1956. Собрание М. В. Сеславинского
В 35 лет Анненков второй раз поехал в Париж и задержался там до самой смерти в 1974 году. Здесь он участвовал в групповых выставках, иллюстрировал запрещенные в СССР «Собачье сердце» Булгакова и «В круге первом» Солженицына, впервые увлекся кино. За полвека эмиграции с его декорациями и костюмами в прокат вышло 50 кинокартин. Одна из них – биографическая драма «Монпарнас-19» об известном художнике первой половины XX века Амедео Модильяни. Анненков занимался образами всех актеров и даже юного Пьера Ришара, мелькнувшего в самом начале фильма. В 1955 году художник получил номинацию на «Оскар» за наряды уже к другому фильму под названием «Мадам де…».Читайте также