Фото: кинокомпания «Магнум»
Внутри дорогого джипа – девочка Маша, которая молчит, и мужчина по имени Евгений, который без остановки говорит гадости. Евгений – птица высокого полета: создатель видеоигры «Коловрат» (судя по графике, это почти «Ведьмак») про «славянского Бэтмена», от которой без ума вся страна. Правда, нацисты используют символику «Коловрата» в своих уличных квестах – но циничный гейм-дизайнер и в этом видит повод для рекламы. Ничего хорошего между Евгением и Татьяной в русской культурной матрице случиться не может, но между мужчиной и девушкой вдвое младше его все равно завязываются отношения. Программисту нравится, как активистка влияет на его дочь. А Татьяна отчего-то верит, что этот русский Хидэо Кодзима – реинкарнация иконописца Андрея Рублева. Кроме звона колоколов, уличных расправ и привычной глянцевой Москвы, в «Фее» будут еще VR-видения и много других вещей, удивительных и странных даже для городских сказок Анны Меликян.Фото: кинокомпания «Магнум»
Эти стилистические, физиогномические и сюжетные совпадения и неподвластный современному зрителю хронометраж наверняка поделят аудиторию на два лагеря. И выбор лагеря будет зависеть от того, к кому из героев вы ближе. Хмурый зритель вроде Евгения шутки ради сравнит «Фею» с «Ирландцем» и разругает за предсказуемость, самоповторы, затянутый сюжет и неоднозначный финал. Сделать это проще простого, изъяны и правда есть. Но в то же время Анна Меликян не тот режиссер, который может сделать что-то второпях или не обдумав. Во-первых, она снимает редко. Во-вторых, она экстраординарный мастер не только по версии «Кинотавра» (ее «Звезде» в 2014-м там дали премию за режиссуру, а лента «Про любовь» спустя год взяла главный приз), но и по мнению всего киномира: «Русалку» наградили призом за режиссуру на американском «Сандэнсе» и дипломом от прессы на Берлинале. Тогда же журнал Variety назвал россиянку одним из десяти самых перспективных молодых режиссеров мира. А зрителям, настроенным увидеть в «Фее» еще одну «Русалку» или «Звезду», стоит всмотреться в «Фею» поглубже. Ведь это лаконичное, яркое, сверхэмоциональное и скорее понятное, чем непостижимое кино.Фото: кинокомпания «Магнум»
Сделать это можно, например, глазами главной героини. Про женщин в фильмах Меликян написано много. Они всегда приносят освобождающий хаос в рационализированную жизнь мужчин. Цыганов, рисуя портреты своих муз на стенах домов в фильме «Про любовь», декларирует: «Женщины – единственное украшение больших городов». У актрис, которых фильм за фильмом открывала для зрителя Анна Меликян, даже имена были как из сказок: Мария Шалаева, Северия Янушаускайте, Тинантин Далакишвили. Но в «Фее» впервые кажется, что в одиночку красота мир уже не спасет. Удивительное лицо Татьяны в компьютерной игре Евгения превращается в грубую 3D-модель. Заскочившая в Москву из Лувра Венера Милосская печально смотрит на дикую акцию в музее (и, должно быть, мысленно разводит руками). А иконы Андрея Рублева уже не могут остановить смерть, как это было в фильме Тарковского.Читайте также