С апреля закрыты детские сады и школы – забота о детях полностью легла на родителей вне зависимости от того, сколько в семье отпрысков, какого они возраста, насколько велика квартира или дом, перенесена ли на удаленку работа и есть ли еще взрослые, чтобы эту заботу разделить. Спросили мам трех, четырех и пяти детей, как им дается режим самоизоляции.«Столько сосисок и пельменей мы еще не ели»
Алла Гугель
журналист, мама трех дочерей 11, 8 и 6 лет
Как было до эпидемии Няня три раза в неделю во второй половине дня. Маленькая весь день в саду, там же у нее танцы и шахматы. Старшая и средняя в школе. На кружки водила и я, и няня. Могу честно признаться: даже при таком режиме я уставала и жаловалась. Мне казалось, что постоянно куда-то за кем-то иду. Везу старшую на рисование, потом забираю, в процессе погода портится – и уже сразу хочется оказаться дома. Но один день в неделю я железно посвящала себе. Баня, фитнес, салон, посидеть с книжкой в кофейне. Сейчас у меня такого дня нет. Только ночью я одна или когда иду в магазин.
Как работать и чем занять детей Я пишу от двух до четырех часов в день. Дети или в гаджетах половину этого времени, или играют друг с другом, хотя часто все заканчивается драками и ссорами. В лучшем случае строят домики из LEGO и мягкого конструктора или играют в школу, но эта идиллия длится недолго. Старшая старается спрятаться где-нибудь с телефоном и ни во что не влезать. Младшая на карантине начала читать. По вечерам выбираем большой красивый японский мультфильм и смотрим все вместе. Потом, если есть силы, читаю им книгу перед сном.
Про дистанционное обучение Мне понравилось. Все только по делу. Выучил – сдал, рассказал, отправил на проверку. Без лишних эмоций и перегруза для ребенка. Старшая пятиклассница раньше очень уставала, семь уроков в пыльном жарком помещении – приходила бледная. Сейчас отоспалась, радостная стала. Средняя первоклашка учится с удовольствием, я слушаю, как проходят ее уроки, даже мне интересно. Домашку они делают сами, я только проверяю, если попросят.
Фото: Алла Гугель/Facebook
Фото: Алла Гугель/Facebook
Что помогает остаться в себе Мы с мужем, тремя детьми и кошкой изолированы в московской квартире. С первого дня в своем фейсбуке я веду хроники нашего карантина. Помогает проанализировать день и понять, что все меняется, все проходит. Обычно после написанного текста у меня хорошее настроение и я добрая мама весь вечер. Для поддержания ресурсов смотрю кино, читаю.
Про еду Траты увеличились примерно на треть. Ужины делегированы мужу: столько сосисок и пельменей мы еще не ели, сколько теперь по вечерам. В целом к концу дня теперь меньше хочется есть. До карантина это всегда было мясо, сейчас ужин может быть из каши с огурцом. Вот запись из хроник дня № 59: «Проще стало как-то с ужинами, теперь это обычное потребление пищи, рядовая заправка. <...> – Мам, а что у нас на ужин? – Не знаю, у папы спроси. – Папа не отвечает, он говорит по телефону. – Рис с маслом будешь? Оставался в кастрюле. – Буду, с солью и с маслом, да? – Да, рис с солью и маслом, оставшийся от обеденного гарнира, вполне может перевоплотиться в нормальный детский ужин во время карантина».
Про прогулки Пару раз в неделю мы выезжаем в лес. Там бродим по дорожкам, любуемся красотой. Но и на природе сложно расслабиться, привычка контролировать осталась со мной. «Не убегай далеко!», «Нельзя на это бревно!», «Не трогай воду!» – так и слышу эхо своего неспокойного голоса. Хроники дня № 51: «Мы шли, спотыкаясь о корни, царапаясь о ветки, потому что забыли, как это – гулять не на дачном участке. Восторг вперемежку со страхом. Вдруг над головой громыхнуло. Свет полностью исчез. Нас накрыло дождем. Ледяным, плотным, сплошным. Успели натянуть на детей ветровки. Сами неслись в футболках. Холодно, ноги вязнут в глине. Темно, как в угодьях у Бабы-яги. <...> Но мы приедем еще. Страхи в лесу, в 50 метрах от парковки, куда приятнее тех, что испытываешь в городе, спускаясь в лифте в магазин».
Чему удалось научиться Дети научились самостоятельности, начали готовить, сами бегут в душ перед сном. Я – пофигизму, умению отпустить ситуацию, отдаться потоку. Как идет, так идет, главное – меньше злиться, если ничего не можешь изменить. Самое крутое – вот это чувство, что свобода – в тебе.
«Что-то получилось сегодня – уже маленькая победа»
Марьяна Олейник
психотерапевт, мама четырех сыновей 14, 11, 8 и 4 лет
Было – стало У меня четверо сыновей, в семье я единственный взрослый. До самоизоляции мы жили уже много лет в небольшой съемной двухкомнатной квартире, старшие дети сами ходили в школу, младших развозила я – одного в школу, второго в сад и обратно. Во время, пока все дети в системе, я работала, проводила консультации и семинары. Вечером все оказывались дома, там ужин, уроки, да и спать. Как только школы и сады перестали работать, я с детьми, собакой, кошкой и попугаями перебралась на дачу. Тысячу раз за это время воздала хвалу небесам и себе за то, что она у нас есть. За городом совершенно не чувствуется ни опасность, ни тревога. И гулять можно бесконечно. Мне не нужно вставать пять дней в неделю в семь утра и до 09:30 поднимать, собирать, кормить завтраком каждого ребенка, не нужно никуда ехать. Парадоксально, но самоизоляция за городом в сравнении с привычной жизнью воспринимается как отпуск. В целом для меня это точно ощущается как большой выдох и такое междумирье.
Как удается работать С понедельника по пятницу я работаю, я психотерапевт, и мои консультации сейчас полностью перешли в онлайн. Есть дни, когда это занимает два часа, но случается, когда и шесть – тогда я стараюсь делать перерывы между парами, то есть двумя консультациями подряд. Дети в это время в гаджетах, в трудные дни, когда много консультаций, стараюсь выгонять детей погулять. Обычно это решается подкупом: сходите с малышом в магазин, купите ему и себе что-то вкусное. До магазина топать только в одну сторону минут 30, так что это хорошая затея. Иногда даю старшим задание – читать малышу. Или лепить с ним из пластилина. Это типа работа няней, поэтому слегка оплачивается, и все заняты, и я могу общаться с клиентами. Правда, младший все равно может вклиниться в консультацию со словами: «Мама, мне нужно срочно кое-что узнать: когда изобретут и привезут мой летающий самокат?» Раньше я старалась организовывать работу безупречно, сейчас такое вряд ли возможно, клиенты предупреждены. Важно, что дети наглядно увидели, откуда у нас в семье берутся деньги и сколько часов занимает их зарабатывание.
Фото: Марьяна Олейник/Facebook
Что было разгромлено Квартира стопроцентно понесла бы урон, на даче просторнее. Но здесь подсчет идет в гаджетах: три разбитых экрана, семь сломанных зарядок для телефона – вот цена моей работы, во время которой дети живут в цифровой реальности.
Главные опоры Наверное, я больше всего опираюсь на то, что у меня и так ничего не получается. Ну невозможно же адекватно вытащить на себе работу, хозяйство, учебу и внимание к детям. Поэтому если исходить из вот этой точки провала, то любое получившееся сегодня – это моя маленькая победа. Я стараюсь больше не гнобить себя, как делала раньше, а хвалить за каждый такой шажок. Сварить борщ после четырех консультаций – ну разве не подвиг? Почитать книжку или вдумчиво и внимательно разговаривать с ребенком после того, как часами была включена в клиентов, – тоже подвиг для меня. Кричать на даче я стала в разы меньше, чем в суете и шуме города. Природа успокаивает, заземляет. Хотя времени на себя у меня тут крохи – чашка кофе в гамаке минут десять да взгляд на звезды, когда иду закрывать на ночь ворота.
Про еду Готовить стала значительно больше и разнообразнее. Наверное, такое гарантированное сидение дома чисто психологически дает ощущение большей безопасности, и будто бы времени становится больше, хотя фактически это точно не так. Я стала печь, даже освоила наконец дрожжевое тесто – это мой способ отдохнуть, кстати. И салаты стала делать, обычно я все по-быстрому в городе, максимально просто. Здесь я прям разворачиваюсь до первого, второго и компота с десертом.
По чему я скучаю Скучаю по кофе с собой, по времени между работой и детьми, которое только мое. Скучаю по живым людям – я же, по сути, только с детьми уже два месяца общаюсь. Подростки томятся, скучают по друзьям и тусовкам, младшим, наоборот, хорошо, они отогреваются в близком контакте со мной и моей расслабленности.
«У нас дача, свобода, природа и весна»
Варвара Лобова
социальный координатор, мама трех дочерей 16, 13, 8 лет и сына 6 лет
Как было до пандемии и как сейчас Старшая дочь второй год на домашнем обучении, средняя периодически без особого желания посещает школу и ходит на допы, младшая – во второй класс, а сын – в детсад. Младших утром развозила, потом забирала, завозила на занятия. Магазин, уроки, домашние дела, иногда работа. Муж на работе до позднего вечера. С 20 марта мы все уехали за город, на дачу. Так что нам повезло – здесь свобода и весна. У нас на участке два дома: в одном наша семья из шести человек и две собаки, в другом – моя сестра с двумя детьми.
Как удается работать Сейчас на меня свалилось столько работы, что я сама с трудом участвую в ежедневных делах. Старшая дочь помогает с уборкой и готовкой. После майских праздников наша второклассница осталась без уроков в Zoom, не было сил это координировать и освобождать компьютер. Старшие находят себе занятия сами, а у младших здесь появились друзья, стали гонять на великах, пропадать на улице – сказка! Если в доме, то смотрят мультики, ноют, иногда играют. Ну лепят, рисуют, естественно. Тесто цветное для лепки сделала им вчера. А так в основном стараюсь выгнать на свежий воздух.
Фото: Варвара Лобова/Facebook
Фото: Варвара Лобова/Facebook
Бывают ли срывы Бывает, иногда из-за бардака, иногда из-за нежелания поучаствовать в хозяйстве, из-за беспричинного нытья. Жили бы в городской квартире, срывалась бы в разы больше. Очень сочувствую тем, кто остался заперт в городе.
Как проходило дистанционное обучение Далось просто. Так как я быстро поняла, что с нашим здешним интернетом я не потяну учебу своей семиклассницы, да и компьютеров не хватит, пришлось отказаться от этой затеи. Так что она почти не училась, иногда сдавала тесты. А второклассница нормально все посещала, уроки отсылали, на платформе все делали. Но и у меня сначала было поменьше работы, удачно все так совпало.
Практические советы Колонка «Яндекса» очень помогает, можно смотреть кино и мультики без рекламы. Дети с ней иногда разговаривают и играют. Из игр всегда хороши настолки: шашки, шахматы, «Доббль», «Имаджинариум», «Активити», еще играем в чепуху. А когда совсем нет сил, неизменно выручают пельмени и паста с томатами и сыром.
«Когда детей много, всегда есть компания для игры»
Юлия Егорушкина
фотограф, мама пятерых детей 8, 5, 4, 2 лет и 6 месяцев
Было – стало У нас в семье двое взрослых и пятеро детей, живем в Москве. В жизни до коронавируса старшая дочь ходила в обычную и в художественную школу. Двое мальчиков в саду, двое младших дома со мной, няня приходила три-четыре дня в неделю. Самый младший, ему сейчас полгода, чаще всего везде со мной передвигался. У нас золотая бабушка, которая запросто может посидеть с четырьмя детьми. В начале мая отвозили ей на неделю всех старших, но мне было очень странно в это время быть дома только с одним ребенком.
Самое сложное Успеть найти время для себя. А еще навести порядок, пока снова что-то не пролили или не рассыпали, хотя вот в этом новом режиме «пока все дома» дети стали больше участвовать в домашних делах. До пандемии мы пользовались услугами клинингового сервиса, но сейчас решили отказаться: все же справок у приходящих работников нет, кроме масок, – никаких гарантий. Дети составили расписание дежурства по уборке в своей комнате. Муж довольно много готовит.
Чем занять детей Дети любят играть друг с другом – это большой плюс многодетности: всегда есть компания. В самоизоляции у детей тоже онлайн-конференции, ведь все кружки перешли на удаленный режим. У мальчиков тренировка по кудо проходит в Zoom, воспитатели из сада тоже там: делают поделки, 30–40 минут дети заняты. У школьницы уроки в Zoom и консультации по рисованию. Короче, есть чем заняться.
Фото: Юлия Егорушкина/Instagram
Фото: Юлия Егорушкина/Instagram
Про работу В таком режиме мне захотелось больше творчества. Ежедневно снимаю натюрморты из всего, что найду дома. Иногда и дети участвуют в создании композиции. Но, бывает, это вызывает и обратную реакцию: «О, мама опять снимает мусор». Но мы сошлись на том, что это очень важно.
Самое сложное Сидеть на месте. Сначала просто выбирала самый дальний магазин, чтобы по дороге можно было развеяться. Потом начала гулять с младшим. Предлагала другим детям составить нам компанию – не хотят, боятся, потому что смотрели с нами новости (мы редко, но включаем телик). На днях все вместе вышли в парк. Маски быстро слетели, и ответственные прохожие в средствах защиты смотрели на нас не очень дружелюбно. От онлайна, если честно, уже тошнит, хочется телефон дома оставить и идти на природу.
Сухова Надежда