Форма поиска по сайту
Все материалы

Прогулка по Москве: 5 самых необычных зданий столицы

город

23 июня, 2020

В Москве появится здание в стиле игры Minecraft – таким затейливым станет очистное сооружение «Мосводостока». Какие любопытные здания уже есть в столице? Наши друзья из проекта «Москва глазами инженера» собрали пять необычных строений – от XIX до XXI века.

Центральный дом художника (Новая Третьяковка)

Архитекторы Ю. Шевердяев, Н. Сукоян (1983)

Фото: Елена Крижевская

Выставочное пространство было построено в эпоху стеклянно-бетонной архитектуры. Центральная лестница ведет на второй этаж, предназначенный для экспозиции. Так метафорически переосмысливается идеология планировки храмов и в целом миссия изобразительного искусства – духовный рост. Устройство здания с двухъярусными выставочными залами и ленточным остеклением работает на ощущение наполненности и разнообразие чувств посетителей. Выходя из аскетичных стен музея, чувствуешь не усталость и пресыщенность, а одухотворенность. Это тот случай, когда здание стало равным командным игроком с экспонируемыми произведениями.

Здание администрации парка Горького

Архитекторы С. Шервуд, А. Щусев, Эль Лисицкий (1889, 1928, 1932)

Фото: парк Горького

В 1889 году архитектор Сергей Шервуд построил корпус для завода Николая Бромлея. Это было краснокирпичное промышленное сооружение с членениями стен, имитировавшими ордер, с огромной аркой со стороны Москвы-реки, которая и теперь четко читается на внутреннем фасаде. После революции архитектура сменила курс с функциональности на демонстрацию, и здание было перестроено в духе неоклассики Алексеем Щусевым. А к 1932 году Эль Лисицкий полностью переодел здание в конструктивистский фасад, накрыл шедовым освещением, пристроил фойе и колонны. Далее здание ждало ни много ни мало еще четыре перестройки. Сегодня его относительно бедный фасад с отголосками конструктивизма привлечет внимание далеко не каждого прохожего, зато эти стены помнят три века, а история московской архитектуры почти не знает других таких примеров борьбы за жизнь.

Театр «Мастерская Петра Фоменко»

Архитекторы С. Гнедовский, М. Гаврилова, О. Барсукова, М. Крылов, И. Захаров (2007)

Фото: Елена Крижевская

По желанию Петра Фоменко новую сцену его театра поставили на том месте, к которому привыкли поклонники старой сцены. Здание на откосе набережной Тараса Шевченко получилось необычным. Классический театральный фасад с колоннами обращен к Москве-реке, а с другой стороны расположен индифферентный вход без намека на вечерний флирт с публикой. Особенность места (крутой склон реки) повлияла на устройство внутреннего пространства. Сколько раз ни входи в театр, всегда одергиваешь ногу от неожиданности спуска, а не подъема к зрительному залу. Лестница спускается в холл, имитирующий античный амфитеатр с мраморными ступенями-сиденьями. Далее через раздвижную стену в пространство фойе вливается сцена малого зала. Одна из его стен – стеклянная, как в аквариуме. Со стороны фасада устроена лестница, по которой можно подняться на крышу с газоном и садом. В большом зале партер трансформируется в сцену, оркестровая яма опускается и поднимается, а сам зал превращается в black box.

Комплекс Art House

Архитектор С. Скуратов (2012)

Фото: Елена Крижевская

Игра с материалами – кажется, давно забытая тема для архитекторов, но Сергей Скуратов решил к ней обратиться. Здание на Яузе построено на основе кирпича и металла. Разговор материалов зашит в самой ткани дома. Здесь использован кирпич двойного обжига, а такая процедура выдавливает металл, который есть в составе глины, на поверхность и естественным образом покрывает кирпич металлической патиной. При солнечном освещении дом вырастает в литую скульптуру. Помимо этого, во время строительства действовали градостроительные нормы по высоте – допускалась высотность в четыре-пять этажей без уточнения высоты. Архитектор остроумно выполнил условия этажности, при этом высота потолков на одном из этажей составляет девять метров. Таким образом, дом стал единственным в своем роде воплощением красивого нарушения закона. После него законодательство было отрегулировано.

Театр кукол имени С. В. Образцова

Архитекторы Ю. Шевердяев, А. Мелихов, В. Уткин (1970) Идея фасада и часов С. Образцов

Фото: Елена Крижевская

Театр кукол Образцова на Садовом кольце – один из самых больших в мире, с самым большим в мире музеем кукол внутри. Главный фасад – это монолитная стена из двух прямоугольных плоскостей, разделенных широкой нишей, углубленной на метр. Опустить ее требовалось для установки часов, ставших главным украшением фасада. Циферблат окружают 12 домиков, в которых живут кукольные персонажи известных сказок. Каждый час один из них показывается из своего домика, а в 12 часов дня и ночи под музыку открываются все домики циферблата. Перед началом нового часа петух наверху хлопает крыльями и кукарекает. Кстати, для этого звука используется запись личного петуха Образцова, который жил у него на даче. Еще одна интересная деталь: изначально отсутствие окон у здания замещал стеклянный вход, не завешанный, как сейчас, афишами, так что вечером с улицы можно было насквозь видеть фойе театра с толпой зрителей.

Валерия Гайдина