Победителем премии «Нацбест» стал писатель Андрей Рубанов с романом «Финист – Ясный сокол». О том, почему эта книга достойна победы – литературный критик Наталья Ломыкина.
Сюжет русской сказки «Финист – Ясный сокол», которую записал когда-то Андрей Платонов, хорошо известен. Полюбила простая девка Марья крылатого Финиста, а завистливые сестры воткнули в окно острые ножи, чтобы изрезалась птица. Скрылся он в небесном городе, но Марья ради своей любви готова идти на край света и сносить железные сапоги. Однако даже зная сказку, невозможно предположить, какой силы роман сделал из нее Андрей Рубанов. История любви кузнецовой дочери и княжича небесного города, рассказанная на три голоса, превращается сперва в мощнейшее славянское фэнтези, а затем – в роман о силе духа, своих корнях, любви и свободе.
Свой сказ на разный лад ведут трое. Сперва «лихой глумила», потомственный скоморох Иван Корень, которому в юности довелось быть свидетелем встречи зеленоглазой девки Марьи и бронзовокожего птицечеловека Финиста. Затем «муж крови», воин и искусный кожедуб Иван Ремень, что повел тех, кому выпал жребий бить древнего змея, на край света за дремучий лес и встретил там, у избушки мудрой бабки Язвы, сильную духом малую девку в сношенных железных сапогах. И, наконец, птицечеловек Соловей, изгнанный за разбой из небесного города Вертограда, тоскующий по отчему дому. Он возьмется доставить Марью к ее княжичу и запишет на пергаменте свою повесть о роли в судьбе кузнецовой дочери.
«Финист – Ясный Сокол», разумеется, роман о силе любви, о женщине-воине, которые не так часто встречаются в жизни, и о мужчинах, готовых ей помочь. Но не только. Все трое – глумила, воин и летучий изгнанник – много странствовали, и через их «изустную побывальщину» Андрей Рубанов воссоздает картину мира, образ мыслей, само сознание наших предков.
По силе воздействия, «Финист-Ясный Сокол» – роман-заклинание. Здесь нет ни одного лишнего звука – слова с латинскими корнями или, скажем, понятия дня сегодняшнего вымараны безжалостно. «Финист» завораживает особым ритмом. И по мере того, как напряжение нарастает, славянский сказ перерождается из архетипического фэнтези в большой роман. «Выверни свою судьбу, парень, изучи изнанку», – говорит воину Ивану мудрая бабка Язва. И Андрей Рубанов идет тем же путем. Вывернуть, выверить, прощупать свое прошлое, разобраться, как оно устроено. Именно за этим автор реалистической злободневной прозы шагнул в четвертый век. Там, где скоморохи били в бубны, сочиняли глумы и спорили о коловрате, где воины приносили требы и постигали суть воинского братства, где одни бабы мотали куколок без лица, а другие – в пыль стирали железный посох, там исток дня сегодняшнего. Андрею Рубанову, безусловно, удалось его отыскать, потому «Финист-Ясный Сокол» так и отзывается в сердце. Очень сильный, красивый и неожиданный роман.
Ломыкина Наталья