В сентябре пианист Ланг Ланг выпустил новый альбом Bach: Goldberg Variations. Поговорили с ним в эфире «Ночной смены» о Бахе, импровизациях и музыкальном образовании.О новом альбоме
В моем репертуаре уже много романтических произведений. А «Гольдберг-вариации» Баха – это что-то абсолютно особенное и очень важное для меня. Они непросты для понимания: слушатель вынужден перенестись почти на 300 лет назад, когда жил Бах, и проникнуться той атмосферой. Кстати, эти арии сложны и для исполнителя, ведь они написаны не для фортепиано, а для клавесина, у которого две клавиатуры. Поэтому нам пришлось уложить две партии в одну. И я долго практиковался, чтобы научиться не царапать себя в процессе игры, как кошка. Партия написана таким образом, что ноты расположены очень близко друг к другу. Это неудобно. Кстати, эти вариации написаны Бахом для его друга, российского дипломата, который работал в Германии и страдал бессонницей. Чтобы помочь другу расслабиться и заснуть, Бах написал это произведение. А Гольдберг был лучшим учеником Баха в то время. У него была прекрасная техника! Поэтому Бах и посылал Гольдберга к своему русскому другу, чтобы тот играл ему на ночь. Но едва ли эта музыка его усыпляла…
Об импровизациях
В музыке Баха иногда встречаются обороты, очень напоминающие джаз. У него очень много декоративных нот. Импровизация не возбраняется: один и тот же оборот можно играть по-разному бесконечное число раз. То есть каждый раз, когда я заново играю какую-то музыкальную фразу, я добавляю туда новый орнамент, при этом сама мелодия остается неизменной. Это позволяет мне каждый день по-иному смотреть на один и тот же объект.
О музыкальном образовании
Молодежь любит музыку. Ей нужно только дать возможность познакомиться поближе с музыкой классической. Ведь у вас в России создавалась невероятная классическая музыка, она должна нравиться людям всех возрастов. И я считаю своей миссией не только популяризировать классическую музыку среди взрослых людей, но и заниматься музыкальным образованием детей. Ведь многие не любят классическую музыку, потому что не понимают ее. Еще 20-30 лет назад было иначе: во многих странах в школах были уроки музыки. Теперь эстетическим воспитанием школы почти не занимаются. Но, например, в Китае на сегодняшний день только на фортепиано играет около 50 миллионов детей. То есть огромное количество! Очевидно, далеко не все они станут профессиональными пианистами. Но этот навык, возможно, пригодится им в будущем: они могут сочинять, уйти в популярную музыку или, конечно же, исполнять классическую музыку. В общем, вариантов много. У меня есть фонд, который создан как раз для того, чтобы дети со всего мира, независимо от достатка их семьи, могли заниматься музыкой. В частности, мы закупаем инструменты для школ. И стараемся преподавать в более расслабленном формате: желание учиться играть или петь должно идти от сердца. Мы не хотим никого заставлять заниматься музыкой.
О практике
У меня была мечта стать музыкантом. Уже в детстве я понимал, что добьюсь своего, только если буду практиковаться каждый день по несколько часов подряд. Это единственный способ натренировать мозг и пальцы так, чтобы они работали синхронно. И я принимал правила игры, установленные отцом. Иногда между нами все же возникали разногласия и даже ссоры. Но в конце дня я всегда понимал, почему отец так себя ведет. А он видел, как велико мое желание стать пианистом. Как сейчас помню: я, четырехлетний мальчик, смотрю по телевизору запись концерта классической музыки в Москве. Я был так растроган! Тогда и решил: буду пианистом. И почти сразу понял, что работать придется много и усердно.
О рекламе
Однажды я смотрел европейский чемпионат по футболу, Лигу чемпионов. И перед началом матча была реклама с участием российского дирижера и директора Мариинского театра Валерия Гергиева и пианиста Дениса Мацуева. Прямо перед началом игры. Вот примерно в таких же рекламных роликах я принимаю участие здесь, в Китае. Но я принимаю не все предложения, конечно. Например, никогда не стану участвовать в рекламе лапши быстрого приготовления. Не верю, что музыка – это фастфуд. Если и участвовать в рекламной кампании, то так, чтобы ассоциироваться с каким-то тонким искусством.
О любви к людям
Талант – прежде всего. Но помимо этого, нужно быть открытым для других людей. Например, секрет популярности Анны Нетребко мне понятен. Мы давние друзья, познакомились, наверное, лет 20 назад в Зальцбурге. Она бесподобна, великолепна во всем, невероятно талантлива. А еще Анна – очень открытый человек. Она любит людей, и люди отвечают ей взаимностью.
Об аудитории
Моя любимая и самая благодарная аудитория – это студенты из малоимущих семей. Именно для того, чтобы чаще участвовать в благотворительных мероприятиях, я и стал послом доброй воли Детского фонда ООН. Дети из бедных семей – вот перед кем мне нравится выступать больше всего.