Международный журнал о современном искусстве ArtReview составил
рейтинг влиятельности в арт-индустрии этого года. Впервые первое место в нем занял не человек, а целое общественно явление – движение Black Lives Matter.
На втором месте рейтинга – общинный индонезийский арт-коллектив Ruangrupa. Во время пандемии он придумал концепцию Documenta 2022 (выставка современного искусства), взяв на основу образ коллективно использующегося хранилища для риса.
На третьем месте – Фелвин Сарр и Бенедикт Савой. Они по поручению президента Франции Эмманюэля Макрона составили академический отчет, который доказал необходимость полной реституции произведений искусства, вывезенных из бывших африканских колоний и поступивших в коллекции французских музеев.
На четвертое место попало движение #MeToo, на пятое – поэт и философ Фред Мотен, занимающийся историей, политикой и культурой народов Африки.
В мире искусства сила движения Black Lives Matter (BLM) подтолкнула и ускорила изменения на всех уровнях. Это проявилось в свержении статуй в США и по всей Европе, поскольку участники кампании стремятся исправить несправедливые исторические факты; в требовании увидеть черных современных художников и перестать замечать цвет кожи при наградах и назначениях; в спешном стремлении галерей разнообразить состав своих художников. В музеях переосмысливают, кого они представляют и как это делают. И как явное движение, и как витающая в воздухе идея BLM стало символом глобального признания расовой справедливости и смены парадигмы в современной культуре.
Фото: Clay Banks / Unsplash