Видео: ChannelParadiseGroup/YouTube
Расцвет жанра начался в декабре 2007-го – с выходом фильма «Ирония судьбы. Продолжение». Полуремейк, полусиквел самого любимого россиянами советского фильма стал самой кассовой на тот момент российской картиной. На Михаила Ефремова в роли Деда Мороза и Сергея Безрукова в шарфе цветов «Билайна» в кинотеатры пришли посмотреть более 8 миллионов зрителей. К содержанию сразу же возникли вопросы (например, почему фильм – одна большая реклама майонеза?), но задел был положен – успех новой «Иронии...» породил целую плеяду новогодних российских комедий. Маркетологи поняли: люди хотят чего-то хорошего, доброго и обязательно знакомого – майонезный фильм-оливье. Тот же Бекмамбетов вскоре запустил «Елки» – незамысловатую новогоднюю комедию о том, что даже если все плохо, то под Новый год обязательно будет хорошо. И опять хит – за которым последовало шесть (!) продолжений.Видео: Телеканал ТНТ/YouTube
И вот, наконец, еще одна вершина – две части картины «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел», продолжения комедийного теледетектива. Сборы (особенно учитывая небольшой бюджет) оказались фантастическими. Третья часть уже анонсирована – и вряд ли она окажется последней. Все это – вехи созданного ремейком «Иронии судьбы» особого, доброго жанра, который и не думает умирать, хотя являлся Франкенштейном изначально. Понятно, что все это фильмы, рассчитанные на массовую, в большинстве своем региональную (никакого снобизма) аудиторию. Но и для хоть сколько-то взыскательного зрителя не появляется ничего – он вынужден год от года мусолить «Реальную любовь» или любимый с детства «Один дома». Происходит это потому, что продюсерам легче сделать (а кинотеатрам и стриминговым сервисам – выпустить) не штучный продукт, а еще одну часть «Елок» или «Полицейского с Рублевки» и быть практически уверенными, что фильм будет прибыльным. Все остальное – риск. Схема, по которой работают российские новогодние комедии, более-менее одинакова: все они построены на допущении, что Новый год – время, когда может произойти чудо. Поэтому в новогоднюю пору возможно все: достучаться до президента Медведева («Елки»), влюбить в себя Веру Брежневу («Елки 2»), найти безвозвратно пропавшего пса («Елки 3»), научить бабу Маню пользоваться интернетом («Елки 5»), спасти от закрытия родной ОВД путем ограбления банка («Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел»), а также прочие фантастические вещи.Видео: СТС/YouTube
Проблема не в российских сценаристах и режиссерах – закат праздничных комедий происходит во всем мире. Даже те редкие случаи, когда рождественские и новогодние голливудские фильмы смотреть в принципе можно («Рождество», «Рождество на двоих», «Новогодний корпоратив»), их легко можно пропустить. Это жанр, который кто-то должен переизобрести – существующие механизмы работать перестали. Возможно, что «доброе кино» себя уже изжило, а нам нужны небольшие камерные драмеди – в стиле «Джуно», «Леди Бёрд», «Поезда на Дарджилинг» и «На обочине». То, как историю про Новый год мог бы снять, например, Уэс Андерсон.Фото: Columbia Pictures Corporation
Лучший рождественский фильм из тех, что не предназначен для просмотра детьми, – про уголовника-алкоголика, вырядившегося Сантой для ограбления универмага.Фото: «Парадиз»
Злая и неполиткорректная комедия Василия Сигарева о том, что празднование Нового года в России – сила разрушительная.Фото: Netflix
Новая рождественская классика Netflix – нарисованный от руки мультфильм о происхождении Санта-Клауса. Как из детства. Текст: Алексей Багатов специально для The CityЧитайте также