2 марта в Пушкинском музее открылась, похоже, главная выставка весны — ретроспектива художника Билла Виолы. Он с помощью медиатехнологий дополняет и расширяет эстетику живописи. Рассказываем, кто он такой, что именно он делает и почему его зовут «Рембрандтом эпохи видео» и «Караваджо в стиле хай-тек».
Getty Images
Как пришел к своему стилю
Первая персональная выставка Билла Виолы состоялась в 1969 году в Сиракузском университете Нью-Йорка, где он изучал визуальное искусство: учитель повесил картины Виолы, нарисованные пальцами. Примерно в это же время он открыл для себя мир технологий, работая в Synapse Video Centre — первом альтернативном медиацентре Нью-Йорка — изучал компьютерную графику, паял электросхемы.
В середине 1970-х Виола увлекся музыкой и стал учеником композитора Дэвида Тюдора, играл в его группе. Этот важный творческий опыт оставил след на всей дальнейшей художественной деятельности — именно тогда он открыл для себя акустическую скульптуру. В 1974–1976 годах Виола работал техническим директором новаторской видеостудии Art/Tapes/22 во Флоренции, где проводил время в обществе других видео-артистов — Нам Джун Пайка, Брюса Наумана и Вито Аккончи.
Всю свою жизнь Виола странствует по миру, особое внимание уделяя восточному мистицизму и дзен-буддизму. Он еще больше погрузился в эти учения после переезда в 1980 году в Японию по программе культурного обмена.
В 1983 году концептуальный 15-минутный ролик Reverse Television Билла Виолы, где люди в домашней обстановке смотрят в камеры будто в телевизор, показывали по каналу WGBH TV фрагментами по 30 секунд в день в течение двух недель без предупреждений, титров и озвучки. В 1989 году Виола удостоился стипендии фонда Макартуров, которая известна как «грант гениев».
Мотивы его работ
Вода
This browser does not support the video element.
Билл Виола, Путешествие души
В работах Виолы присутствуют и другие стихии, но вода — главный элемент. Наполненные тары, водопады, падающие капли воды используются как метафора перехода от жизни к смерти (еще одного незыблемого мотива его искусства).
Звук
This browser does not support the video element.
Билл Виола, Путешествие души
Для Виолы даже тишина звучит. Когда он освоил музыку, он стал создавать звуковые ландшафты, воздействуя с их помощью на зрителя. Не все его проекты звучат, но, например, «Тристан и Изольда» воспринимаются как полноценная звуковая инсталляция.
Замедление
This browser does not support the video element.
Билл Виола, Путешествие души
Все художники эпохи Возрождения стремились изобразить движение. Жанр, в котором работает Виола, позволяет это сделать, и для усиления эффекта, используется замедление: 20-секундные видео растягиваются на полчаса (склейки Виола не использует). При этом каждая секунда остается зрелищной.
Человек и его эмоции
This browser does not support the video element.
Билл Виола, Путешествие души
Желания, страхи, перемены и привычки — самая волнующая тема для Виолы. Проблема многогранности эмоций, их силы и противоречия находит место в каждой его работе, особенно тех, где мы видим людей крупным планом.
Смерть
This browser does not support the video element.
Билл Виола, Путешествие души
Одна из знаменитых работ Виолы — огромный «Нантский триптих» — попытка осмыслить смерть матери. На одной стороне — рождение ребенка, на другой — смерть пожилой женщины, между ними — плавающее в пространстве мужское тело. Виола понимает смерть как искупление, трансформацию человеческой души и не боится поднимать эту тему.
В чем уникальность художника
Видеоискусство позволяет воплотить мечту художников — оживить картины, но Билл Виола — не первый, кто это понял. Потенциал цифровых технологий прежде уже исследовали Энди Уорхол, Вольф Фостель и Нам Джун Пайк.
Однако именно Виола смог объединить технологии с классическим искусством, его произведения близки фрескам итальянского Возрождения или полотнам барокко. Видят в его работах и мистичность христианского искусства — поэтому его видеоинсталляции так органично смотрятся в соборе Святого Павла. Билл Виола тем самым наследует традицию взгляда на возвышенное в европейской живописи, используя вместо кисти и холста камеры и современные мониторы.