Уже этой ночью, с 25 на 26 апреля объявят победителей премии «Оскар». Размышляем, кто же получит заветные статуэтки, и поговорим о том, что изменилось в этом наградном сезоне.Вирусные изменения
Пандемия коронавируса весной 2020-го застала киносезон в самом разгаре. Закрытие кинотеатров, отмена и сокращение программ главных мировых кинофестивалей неизбежно повлияли и на наградной сезон. Многие премии перенесли сроки проведения и поменяли регламент, и «Оскар» не исключение.
Церемонию вместо традиционного февраля перенесли на конец апреля. Увеличился период отбора — заявку на «Оскар» подавали до конца февраля. Теперь также в номинантах смогли оказаться фильмы, вышедшие на стриминг-платформах (при условии, что изначально планировался кинотеатральный релиз).
Торжество инклюзивности
В середине февраля этого года
разразился скандал с фильмом «Никогда, редко, иногда, всегда» Элизы Хиттман. Один из киноакадемиков не дал ленте и шанса на попадание в номинацию, отказавшись смотреть кино. Постановщица разразилась заявлением о монополизации «Оскара» «старыми белыми пуританами», сопроводив пост хештегом #OscarsSoPuritanical.
К 2021 году трудно найти в Америке институцию, связанную с кино, которая ежегодно не отчитывалась бы о гендерном и расовом балансах в своих рядах. Вероятно, и «Оскару» надоел общественный резонанс, то и дело возникающий вокруг премии. Так что на 93-й церемонии представлены, кажется, вообще все — активисты, ратующие за инклюзивность, могут вздохнуть спокойно.
Так, Риз Ахмед стал первым пакистанцем и первым мусульманином, которого номинировали в категории «Лучший актер». В той же номинации и Стивен Ян — первый американец азиатского происхождения.
Впервые за 93 года «Оскара» в категории «Лучший режиссер» представлены сразу две женщины — Эмиральд Феннел («Девушка, подающая надежды») и Хлоя Чжао («Земля кочевников»). К слову, у Феннел — первый женский полнометражный дебют. Также первый раз в истории премии, когда на звание лучшего режиссера претендуют сразу два азиатских постановщика — помимо Чжао, еще и Ли Айзек Чун («Минари»). За роль в этой картине корейская актриса Юн Ё-джон впервые представлена в номинации «Лучшая актриса второго плана».
Приоритет стриминг-платформ
У Netflix, Disney и Amazon на фоне крупных и не очень студий — подавляющее число номинаций (62 против 31). Это не гарантирует стриминг-платформам победу в ключевых категориях, но такая диспропорция, усилившаяся по сравнению с прошлым годом почти вдвое, — повод задуматься о будущем кино, в частности, о судьбе арт-мейнстрима и крупных блокбастеров.
Гадания в основных номинациях
«Лучший международный фильм»
Кадр из фильма «Еще по одной»
- «Еще по одной» (Дания)
- «Лучшая пора» (Гонконг)
- «Коллектив» (Румыния)
- «Человек, который продал свою кожу» (Тунис)
- «Куда ты идешь, Аида?» (Босния и Герцеговина)
За неимением в перечне «Дорогих товарищей!» Кончаловского можно поболеть за самый близкий фильм с неуловимым русским духом — «Еще по одной» Томаса Винтерберга. Это единственный из номинантов, присутствующий и в категории «Лучший режиссер». Картина уже завоевала призы Европейской киноакадемии и премию «Сезар» во Франции.
Велика вероятность победы и румынского «Коллектива» Александра Нанэу. С прошлогодней, 92-й церемонии и анимационные, и документальные ленты могут присутствовать в данной категории. Документальный фильм Нанэу попал в обе номинации. Картину также отметила Европейская киноакадемия, а позже и городские отделения кинокритиков США, в том числе и национальное сообщество.
«Лучший анимационный полнометражный фильм»
Кадр из мультфильма «Душа»
- «Вперед»
- «Путешествие на Луну»
- «Барашек Шон: Фермагеддон»
- «Душа»
- «Легенда о волках»
Наиболее вероятна победа «Души». Впрочем, может произойти чудо, и статуэтку заберет «Легенда о волках» — это проект ирландского аниматора Томма Мура, который уже претендовал на «Оскар» несколько лет назад с мультфильмом «Песнь моря». Возможно, постановщику повезет в этом году: «Легенда о волках» была тепло принята критиками, а в некоторых городских сообществах кинокритиков (Чикаго, Лос-Анджелес, Нью-Йорк и других) победила, оставив «Душу» ни с чем.
«Лучший адаптированный сценарий»
Walt Disney Studios
- «Борат 2»
- «Отец»
- «Земля кочевников»
- «Одна ночь в Майами»
- «Белый тигр»
Может показаться, что победитель в этой номинации легко предсказуем, и это «Земля кочевников», один из лидеров оскаровской гонки. Однако именно в этой категории победа драмы Хлои Чжао маловероятна. Картина не представлена на премии Гильдии сценаристов США — одной из важных институций, лауреаты которой часто совпадают с «Оскаром». Сценарий не сильная сторона этой ленты.
Возможно, основная борьба развернется между двумя фильмами — «Одна ночь в Майами» и «Белый тигр». Дебют Реджины Кинг довольно точно следует пьесе, сам Кемп Пауэрс и адаптировал ее для кино. «Белый тигр» иранца Рамина Бахрани — редкая удачная экранизация романа Аравинда Адиги, взявшего Букеровскую премию.
«Лучший оригинальный сценарий»
Кадр из фильма «Девушка, подающая надежды»
- «Иуда и черный мессия»
- «Минари»
- «Девушка, подающая надежды»
- «Звуки металла»
- «Суд над чикагской семеркой»
«Минари» не фигурирует в номинация премии Гильдии сценаристов, что существенно снижает шансы на победу. У «Звуков металла» история не особенно оригинальная (бывший наркоман адаптируется к изменившимся условиям жизни). «Иуда и черный мессия» цепляет скорее актерской игрой, нежели сюжетными твистами, насыщенными диалогами или ярким финалом. Да и историями о революционерах американское общество, кажется, перенасыщено. Остается увлекательный сюжет «Девушки, подающей надежды», финал которой потряс многих критиков и зрителей, против судебной драмы «Суд над чикагской семеркой» Аарона Соркина.
Возможно, шансы Соркина чуть выше: и опыт, и «Золотой глобус» за спиной, и острополитическое высказывание. С другой стороны, молодая и дерзкая Эмиральд Феннел с не менее актуальным месседжем о мести и cancel culture в оболочке жанра rape and revenge.
«Лучшая актриса второго плана»
Кадр из фильма «Манк»
- Мария Бакалова («Борат 2»)
- Гленн Клоуз («Элегия Хиллбилли»)
- Оливия Колман («Отец»)
- Аманда Сайфред («Манк»)
- Юн Ё-джон — «Минари»
На первый взгляд, ярче Марии Бакаловой здесь нет — образ дочери Бората Сагдиева буквально сразу же сделал из нее звезду. Но Оливия Колман может составить ей серьезную конкуренцию.
Парадокс номинации — Гленн Клоуз, которую не очень-то ждали здесь, хотя многие критики хвалили их актерский тандем с Эми Адамс. Занятно, что Клоуз — третья актриса в истории кино, номинированная за одну и ту же роль и на «Оскар», и одновременно на антипремию «Золотая малина».
«Лучший актер второго плана»
Кадр из фильма «Звук металла»
- Саша Барон Коэн («Суд над чикагской семеркой»)
- Дэниэл Калуя («Иуда и черный мессия»)
- Лесли Одом — младший («Одна ночь в Майами»)
- Пол Раджи («Звук металла»)
- Лакит Стэнфилд («Иуда и черный мессия»)
Более-менее предсказуемая номинация. Победа Коэна у Соркина сомнительна, Раджи за «Звук металла» с большей вероятностью могут наградить на премии «Независимый дух», чем на «Оскаре». В «Одной ночи в Майами» также более рационально выделять актерский ансамбль. А вот Дэниэл Калуя в «Иуде и черном мессии» исполнил, возможно, одну из лучших ролей в карьере, что отметили и на «Золотом глобусе». Так что, вероятно, актер заберет и «Оскар».
«Лучшая актриса»
Кадр из фильма «Ма Рейни: Мать блюза»
- Виола Дэвис («Ма Рейни: Мать блюза»)
- Андра Дэй («Соединенные Штаты против Билли Холидей»)
- Ванесса Кирби («Фрагменты женщины»)
- Фрэнсис МакДорманд («Земля кочевников»)
- Кэри Маллиган («Девушка, подающая надежды»)
С одной стороны, Фрэнсис МакДорманд за игру в «Земле кочевников» вполне может стать лауреатом. С другой стороны, обесценивать удивительную роль Ванессы Кирби во «Фрагментах женщины» бесчеловечно. На этом фоне награда Кэри Маллиган, чей образ был подвергнут несправедливой критике, может быть воспринята не как заслуга актрисы, а, скорее, как утешительный приз.
«Лучший актер»
Кадр из фильма «Отец»
- Риз Ахмед («Звук металла»)
- Чедвик Боузман (посмертно) («Ма Рейни: Мать блюза»)
- Энтони Хопкинс («Отец»)
- Гари Олдман («Манк»)
- Стивен Ян («Минари»)
Ситуация здесь неординарная. Вероятно, академия наградит Чедвика Боузмана посмертно — об этом говорят и критики, и букмекеры, и многочисленные награды других премий и сообществ. Не сказать, что его последняя роль того заслуживает — скорее, это совокупная награда актеру, ушедшему на пике своей карьеры.
С другой стороны, для таких случаев организаторы церемонии могли предусмотреть специальный приз — например, почетный «Оскар». Ведь среди номинантов этого года немало действительно талантливых работ. И Риз Ахмед, выдавший потрясающий перформанс, и Гари Олдман, перевоплотившийся в Германа Манкевича, и Энтони Хопкинс, буквально обнажающий душу на экране.
«Лучший режиссер»
Эмиральд Феннел/Getty images
- Ли Айзек Чун («Минари»)
- Эмиральд Феннел («Девушка, подающая надежды»)
- Дэвид Финчер («Манк»)
- Томас Винтерберг («Еще по одной»)
- Хлоя Чжао («Земля кочевников»)
Главный претендент на эту награду, конечно, фаворит «Оскара» Хлоя Чжао. У нее уже есть «Золотой глобус» и номинация премии Гильдии режиссеров США, а также ворох наград меньшего калибра. На этом фоне остальным номинантам практически нечего противопоставить.
«Лучший фильм»
Кадр из фильма «Суд над чикагской семеркой»
- «Отец»
- «Иуда и черный мессия»
- «Манк»
- «Минари»
- «Земля кочевников»
- «Девушка, подающая надежды»
- «Звук металла»
- «Суд над чикагской семеркой»
Все указывает на победу все той же «Земли кочевников». Лауреатом 93-й премии «Оскар» станет Хлоя Чжао, как «Форма воды» Гильермо дель Торо рискующая унести с церемонии две главные статуэтки.
Помимо Чжао, в списке присутствуют, пожалуй, наиболее яркие фильмы сезона. Занятно, что большая часть картин — независимое низкобюджетное кино, снятое без участия мейджоров в основном режиссерами-дебютантами, которые волей случая (и отчасти благодаря пандемии) оказались в перечне номинантов.
Другие номинации
Интриги в остальных категориях гораздо меньше. Например, лучшей музыкой к фильму, скорее всего, признают дуэт Трента Резнора и Аттикуса Росса — не за «Манка», так за «Душу».
Приз за лучшую операторскую работу, вероятнее всего, отойдет Эрику Мессершмидту: формат и операторские решения, использованные в «Манке», непременно войдут в историю кино. В копилку Дэвида Финчера, возможно, отойдут награды за лучшую работу художника-постановщика — за ту же стилизацию.
Награду дизайнеру костюмов заберет или «Эмма.», или «Ма Рейни: Мать блюза». Но, скорее, вторая лента, поскольку экранизация Джейн Остин с большей вероятностью возьмет свое на родной для нее BAFTA.
В обязательном порядке должны отметить звук в «Звуке металла». Работа с музыкальным оформлением этой картины — что-то невообразимое. На этом фоне конкурентам по номинации практически нечего противопоставить.
Разочарования
Игнорирование академией сценария фильма «Манк» выглядит тревожно. Написанная ныне покойным Джеком Финчером еще в 1990-е, эта история
прошла непростой путь от замысла до реализации. С одной стороны, академики, вероятно, посмертно наградят Чедвика Боузмана. С другой стороны, не могут дать посмертную номинацию отцу режиссера-постановщика, экранизация истории которого была для него мечтой. Со стороны это не что иное, как политика двойных стандартов.
Давно признанный классик Аарон Соркин до сих пор не воспринимается академией как режиссер. Его «Суд над чикагской семеркой» — детище и блестящего драматурга, и талантливого постановщика. Не заметить это сложно.
Успехи
Шесть номинаций «Звука металла» — еще один парадокс 93-й церемонии «Оскар». От тихой и сложной драмы о глухом барабанщике таких результатов не ждали.
Положительные тенденции: «Оскар» уже не такой белый (пусть и все еще пуританский — «Никогда, редко, иногда, всегда» до номинации не добрался).
Факт проведения церемонии «Оскар» в условиях пандемии — успех, пусть и с натяжкой. Еще осенью 2020 года были обсуждения глобальной отмены основных наградных церемоний и переносе их на следующий год с номинированием картин, вышедших и в 2020-м, и в 2021-м, сразу. К счастью, этого не произошло.
Текст: Тимур Алиев