9 мая в возрасте 80 лет умер советский и российский кинооператор, народный артист России Вадим Алисов, сообщает
«ТАСС».
Он родился в Киеве в семье актрисы Нина Алисова и кинорежиссера Валентина Кадочникова. Пытался поступить во ВГИК: специальность сдал на «отлично», но завалил историю СССР. Пришел на «Мосфильм» и уже тогда смог поработать ассистентом кинооператора Владимира Нахабцева в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
«Мы снимали очень примитивной видеокамерой. Погрузились, едем, Эльдар Александрович лежит у меня на плече и смотрит в маленький монитор, я то наезжаю, то отъезжаю. От волнения у меня дико тряслись руки, и дрожь, естественно, передалась на камеру. Рязанов удивился: «Какая интересная аппаратура! В зависимости от состояния актеров цвет лица меняется». А все дело было в плохой электронике: любое движение — и лицо актера становилось то свекольным, то белым, то черным», - вспоминал Алисов для издания
«7 дней».
Окончил ВГИК только в 37 лет, его дипломной работой стала известная картина Эльдора Уразбаева «Транссибирский экспресс» 1977 года. После она получит Государственную премию Казахской ССР.
Видео: Роман Стрельченко/YouTube
Алисов часто сотрудничал со знаменитыми режиссерами. В 1978 году снял фильм Петра Тодоровского «В день праздника».
В 1982 он снимал с Рязановым «Вокзал для двоих». Как рассказывала потом Гурченко, финальную сцену снимали в Люберцах при 28-градусном морозе.
Видео: momotaro san/YouTube
Еще один совместный с Рязановым фильм – «Жестокий романс» 1984 года. Именно камера Алисова сделала Ларису Гузееву звездой восьмидесятых. Оператор называл эту картину своей любимой.
Атмосфера на картине была прекрасная, может, поэтому и фильм получился. Не помню, чтобы позже испытывал что-то подобное. После смены Никита Михалков собирал всех желающих поиграть в футбол, потом мы сидели в ресторане, выпивали, спорили.
Видео: Oksana Bylina/YouTube
Среди великих режиссеров, с которыми работал Алисов – Леонид Гайдай. Алисов снимал его последнюю режиссерскую работу – картину 1922 года «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди».
Видео: YurchenkoElena/YouTube
С Владимиром Меньшовым Алисов снимал комедию-фарс «Ширли-мырли», где смог поработать со своей матерью.
Я вот не унаследовал ее счастливого, легкого отношения к жизни. С грустью оглядываюсь назад. У меня совсем не осталось друзей, которым я мог бы позвонить и сказать: «Старик, приходи ко мне, выпьем, поговорим…»
В последние годы оператор работал над мелодрамами по сценариям Алексея Слаповского «Пятый угол» и «Остановка по требованию» и несколькими сериалами.
Алисов снимал Гурченко в «Вокзале для двоих» и «Моей морячке», а затем и актрису в ее роли в биографическом сериале «Людмила Гурченко». Это была его последняя операторская работа.
Критики называли его человеком тонкого вкуса и отмечали его любовь к деталям. Уже преподавая во ВГИКе, Алисов рассказывал:
Смотрю: студенты слушают и вроде бы не засыпают. В конце концов, фильмы делятся на хорошие и плохие, другой градации не существует. И им говорю: «Оператор может загубить хорошее кино, но спасти плохое он не в состоянии. Пусть вам повезет с режиссерами!»
Фото: ТАСС