В галерее «Файн Арт» открылась выставка «Таро Янковской». Художница Маша Янковская целый год работала над рисунками для карт Таро. В «The City. Говорим» она рассказала о своем увлечении, о том, как продать виртуальный экспонат и почему она не хочет миллионы подписчиков в Instagram.
О связи карт Таро и искусства
Винзавод
Я немного гадаю: начала этим заниматься по мере того, как стала писать старшие арканы Таро (наиболее важные карты в колоде. — Прим. ред.). Беру символическую плату, не могу озвучить сумму в 20 тысяч, ведь я не профессионал. Говорят, у меня хорошо получается считывать информацию. Могу увидеть по картам проблему человека, и потом оказывается, что это его действительно беспокоит.
О магии возвращения
Я чувствую, что в моей жизни все идет по кругу. Это магия! Я работала в Esquire как редактор и журналист, потом уволилась. Затем в журнале полностью сменился коллектив, пришел новый главный редактор Сергей Минаев, и меня снова позвали — нарисовать обложку литературного номера. Так же произошло и с Винзаводом: здесь когда-то была моя первая выставка, сейчас я искала, где сделать новую, и вернулась сюда.
О двойном облике
«Быть и казаться»
Во время пандемии мы в коллаборации с известным фотографом Дмитрием Журавлевым сделали онлайн-выставку «Быть и казаться». Это бомбануло, потому что во время пандемии никто ничего больше не мог предложить. Все предлагали только новости о COVID-19. Сначала мне пришло в голову название — «Быть и казаться». Многие люди воспроизводят себя одной картинкой, но она может не совпадать с тем, что внутри. Я по-настоящему перевоплощалась в героев своих картин, долго работала с этой проблемой. И теперь две мои сущности — видимая и та, что есть, — очень похожи.
Об искусстве аналоговом и цифровом
Нельзя сказать, что искусство вымрет и останется только NFT (виртуальные объекты: изображение, видео, аудио. — Прим. ред.). Или что виниловые пластинки — только для эстетов. У меня недавно появился виниловый проигрыватель, и я реально от него кайфую. Настоящее искусство никуда не денется, но и NFT будет развиваться. Людям все интересно. Есть коллекционеры цифрового искусства, а есть те, кто собирает классику.
О продаже виртуальных экспонатов
Сначала я думала, что нужно срочно зайти в эту тему. О ней говорили все, на этом зарабатывали деньги. Но муж меня уговорил хорошо подумать и понаблюдать за ситуацией. Так что я решила подойти к этому философски и пока не выставляла свои картины на цифровой аукцион. Однажды художник Такаси Мураками написал пост о том, как он выложил на онлайн-аукцион свои работы, но после начала торгов удалил. Мураками считает эти аукционы наркотиком, а NFT — зависимостью, поэтому с ними нужно быть аккуратнее. Он сам доходил в коллекционировании искусства до такой степени, что чуть не обанкротился.
Об Instagram как об арт-площадке
Свой Instagram успешным я не считаю. Успех — это миллионы подписчиков. Одно время мне хотелось, чтобы подписчиков было больше, но потом я поняла, что это глупость. Я никогда не продавала картины через Instagram. У меня есть сайт и агент, те, кто хочет приобрести картину, могут позвонить. Instagram не самоцель. Я просто стараюсь, чтобы он был интересным, чтобы там, как и в моем творчестве, был рост. Сама веду свой аккаунт и получаю от этого удовольствие.
О коллаборациях
Monochrome
Рекламодателям молодые художники интереснее, потому что у тех сознание более современное. Новое поколение умеет правильно себя подать, они дают интервью, хотят делать коллаборации с брендами, им это интересно. Художники старого формата достаточно закрытые, не готовы пробовать новые медиа. Я в 90 % случаев отказываюсь от рекламы, и у меня высокий ценник, который продиктован не количеством подписчиков, а моей репутацией художника.