В «The City. Говорим» режиссер Артем Аксененко рассказал о съемках сериала «Медиатор» с актером Андреем Бурковским в главной роли. А еще о том, почему в сериалах много насилия и мата, почему актеры играют не в полную силу и как удалось уговорить Федора Бондарчука сняться в дебютном фильме.
У некоторых складывается мнение, что Андрей Бурковский не подходит на главную роль в «Медиаторе». Во всяком случае, так может показаться. Он выходец из КВН, отличный юморист, умеет шутить. А роль в сериале кардинально иная. Но мы попробовали соединить его легкость с довольно сложной психофизической линией героя. Конечно, были проблемы, потому что приходилось его ломать в какие-то моменты. Но некоторые эпизоды он сделал лучше, чем те актеры, которые в жанре драмы работают давно.
О выборе актера на главную роль
У меня был список хотелок, кого я вижу в главной роли. Бурковский не был в топе. Но производственные продюсеры предложили провести эксперимент. Андрей прошел пробы, и мне показалось, что это может быть интересный ход.
Я не договаривался с видеоплатформой о том, чтобы в сериал добавить жести, насилия и так далее. Просто был хороший сценарий, который превратился в отличный диалог со зрителем. Но есть такие тенденции — чтобы вести себя с аудиторией более раскованно, хотя для меня это не главный критерий. Если в конкретной сцене есть необходимость эмоции на грани морали и нормы — платформа не скажет нам: прекращай, так нельзя. Но можно найти способ реализации мысли в более духовной манере, чтобы никого не оскорбить. В предыдущем моем проекте «В клетке» был образ Содома и Гоморры, и в вербальном смысле чернухи оказалось очень много. Но мы старались делать все достаточно скромно. Зритель понимает, что мы очень глубоко втоптали в грязь все это пространство, там много мата. Но «Медиатор» этим не грешит.
Об усталости актеров
Актеры не так ответственно относятся к своей профессии. Актер приходит на съемочную площадку, а у него параллельно идет еще несколько проектов. Я вижу, что его отдача совсем не та, которую хотелось бы увидеть. Есть шлейф усталости, невнимательности, как следствие — непрофессионализм. Это очень влияет на то, что происходит в кадре. При этом я его выбрал, продюсеры его выбрали. С точки зрения коммерции он должен вытащить проект, чтобы его смотрели. А он устал. Я понимаю, что большие артисты все заняты не только в кино, но еще и в театре. И молодежь гонится за рублем, и от этого страдает творческий процесс.
О том, как стать режиссером
Мне кажется, что нужно изучать и любить свою профессию. Режиссеру нужно быть интеллектуально развитым человеком. И смотреть много кино. Даже если ты на телефон снимаешь, но любишь то, что делаешь, — тебя заметят. Нужно снимать короткометражки, отправлять на конкурсы. Самое главное — не сидеть и не ждать. Я тоже начинал с короткометражки, в которой снялся Федор Бондарчук. Я учился тогда в институте, но понимал, что со своими сокурсниками ничего достойного снять не смогу. Позвонил в компанию Федора Сергеевича, и мне повезло. Он часто поддерживает начинающих актеров и режиссеров, он всегда с молодежью.
О фирменном почерке
Сейчас я формирую свой стиль в кино. Это уже можно увидеть по работам «В клетке», «Медиатор». Это вещи из одной корзины. Фильмы, которые основаны на канонической драматургии: обществу необходима помощь. Нам нужно лечение, нам нужно духовно поднимать свой уровень. Нужно начинать искренне любить друг друга. Все мое искусство про это.