Форма поиска по сайту
Все материалы

Платья, мешки и учебник истории: вспоминаем яркие роли Киллиана Мерфи

Ирландскому актеру Киллиану Мерфи, звезде сериала «Острые козырьки», — 45. Практически как подарок к юбилею, с опозданием в полтора года выходит хоррор «Тихое место 2», в котором Мерфи сыграл одну из главных ролей (и весьма загадочную). Вспоминаем, за что, кроме участия в легендарной британской банде, все так любят актера, и советуем несколько картин из его не слишком большой, но завидной фильмографии.

Видео: Paramount Pictures/YouTube

Ирландец Киллиан Мерфи — один из тех актеров, которые не слишком довольны последствиями своей известности: его нет в соцсетях, он мечтает когда-нибудь уйти из профессии, как Джин Хэкмен, и считает, что актерам переплачивают. За последние десять лет Мерфи стали ассоциировать практически только с Томасом Шелби, главарем банды с бритвой в кепке, который за пять сезонов сериала проделал путешествие по учебнику истории: пообщался с Черчиллем и русскими революционерами. За стрижками андеркат и твидовыми пиджаками можно забыть, что у Мерфи на самом деле много примечательных работ, причем у режиссеров-классиков: Салли Поттер, Кена Лоуча, Дэнни Бойла. Вспоминаем самые яркие из них.

«Дискосвиньи»

Кадр из фильма «Дискосвиньи»

Начнем с забавного: первую главную роль Киллиан Мерфи сыграл в паре с Ингеборгой Дапкунайте в комедийной мелодраме «Солнечный ожог», но фильм не стал для него большим шагом вперед. Шел 1999 год, и Мерфи был куда более успешен на подмостках: выступал в театре с пьесой «Дискосвиньи» — болезненной и надрывной историей любви двух подростков. Ирландец гастролировал со спектаклем по миру, а затем получил роль и в экранизации пьесы.

Мерфи говорит, что этот фильм стал его первой настоящей работой, за которую ему не было стыдно и которой он отдался целиком и полностью. «Дискосвиней» не очень благодушно приняли критики — в них было слишком много клише из избитых историй любви подростков-бунтарей, которые после «Смертельного влечения» нельзя было воспринимать серьезно. «Дискосвиньям» было нечего предложить зрителю, кроме молодого ирландского актера. Мерфи заметили даже те, кто фильм не оценил. Юноша с огромными глазами начал настоящую карьеру.

«Завтрак на Плутоне»

Кадр из фильма «Завтрак на Плутоне»

Один из удивительных фильмов и для Киллиана Мерфи, и для режиссера Нила Джордана («Майкл Коллинз», «Жестокая игра», «Интервью с вампиром»). Яркая, поделенная на 36 главок лента напоминает о «Хедвиге и злосчастном дюйме» подходом, юмором, некоторой юродивостью главного героя и о «Бархатной золотой жиле» — песнями из 1970-х, цитатами из Оскара Уайльда и присутствием Брайана Ферри в кадре.

Здесь ирландец играет гомосексуала-трансвестита из 1970-х, который сделался из Патрика Патрицией и отправился в английскую столицу на поиски неизвестной, но очевидно прекрасной матери, пока вокруг бушуют террористы и революционеры и взрываются бомбы. Мерфи рассказывает, что герой дался ему непросто: актер боялся уйти в любую из возможных крайностей и потерять нежность, изящность и легкость Патрика/Патриции. Кажется, все получилось — актера даже номинировали на «Золотой глобус». Кстати, компанию в кадре ему составили другие заслуженные ирландцы — Лиам Нисон и Брендан Глисон.

«Пикок»

Кадр из фильма «Пикок»

Еще один фильм, где Мерфи примерил женское платье. Но здесь речь идет не о ЛГБТК+, а о расщепленном сознании, а картина Майкла Ландера «Пикок» — не драма, а триллер. Фильм начинается с крушения поезда: махина привлекает внимание всей округи к одному скромному и непримечательному дому, в котором живет приятная леди средних лет, о существовании которой никто из соседей даже не подозревал. Ее зовут Эмма, она представляется женой скромного и закрытого Джона. Правда, пара никогда не появляется на людях вместе. Скоро зрители (но не соседи) узнают, что Джон и Эмма — один человек. Эмме очень нравится внимание к ее персоне, и она пойдет на многое, чтобы больше не оставаться взаперти — ни дома, ни чужой личности.

Игра Мерфи в этом фильме даже важнее, чем не самый ординарный сюжет, который, конечно, отсылает к «Психо» Хичкока, но полон собственных твистов. Киллиан не просто играет две стороны одного человека, он исполняет две разные роли. Джон и Эмма совсем не похожи, и, что особенно важно, в Эмме нет лубочности, излишеств, эта героиня Мерфи — женственная, тонкая фигура, в которой невозможно усмотреть излишнее лицедейство. А еще у Эммы нет ничего общего с Патрицией из «Завтрака на Плутоне», потому что актер снова с тщательностью и серьезностью подошел к своим героям и к причинам их гендерных трансформаций.

«Бэтмен: Начало»

Кадр из фильма «Бэтмен: Начало»

Мерфи как-то обратил внимание, что режиссер Кристофер Нолан на съемках постоянно хочет натянуть ему мешок на голову: будь то импровизированная маска у Пугала или пакет при похищении Роберта Фишера. Вообще с Ноланом у Мерфи особые отношения: в комментарии журналу GQ тот отметил, что считает Мерфи одним из лучших актеров в мире.

Когда Мерфи впервые отправился на пробы к фильму «Бэтмен: Начало», он прослушивался на главную роль. Причем заранее понимал, что роль Бэтмена ему не достанется («Слушайте, даже просто пройти пробы у Кристофера Нолана — этого уже было бы для меня достаточно»). К тому же он знал, что среди претендентов есть Кристиан Бэйл, которого обойти вряд ли получится. В итоге Нолан предложил ему роль злодея в маске и с распылителем психотропного газа в рукаве — Пугала. Мерфи оценил те возможности, которые ему подарил проект: переход на совсем новый уровень съемок, опыт, открывающий множество дверей. К тому же работа над образом злодея позволила подойти к роли неконвенционально, что далеко не всегда удается с персонажами-супергероями.

Кстати, если говорить о британских героях и студии Warner Bros. Одно время говорили, что Мерфи заменит Дэниэла Крэйга на посту Джеймса Бонда. Внучатая племянница Яна Флеминга даже высказалась, что ирландец — вполне достойный кандидат. В букмекерской среде у Мерфи тоже были неплохие шансы — да-да, в Великобритании к Бонду и тотализаторам особое отношение: там всерьез принимают ставки на то, какой актер станет следующим агентом 007. Мерфи чрезвычайно льстило участие в этой гонке, хотя сам он считает, что новым Бондом должна стать женщина — к примеру, авторка «Дряни» Фиби Уоллер-Бридж.

«Вечеринка»

Кадр из фильма «Вечеринка»/«Стартфильм»

Черно-белая сатирическая комедия заслуженной постановщицы Салли Поттер — фильм, где все персонажи становятся объектами неуемного режиссерского сарказма. По сюжету на дружеский ужин собираются стареющие представители леволиберальной интеллигенции, чтобы отпраздновать новое назначение хозяйки дома. Но после того, как из шкафа выпадают разом два неприятных секрета, все гости вступают в словесную бойню, а вся идейная риторика рушится по их же собственной вине.

В главных ролях здесь — Тимоти Сполл, Кристин Скотт Томас, Патриша Кларксон, Бруно Ганц. Все они старые друзья, которые в этот вечер увидят друг друга другими глазами. У Киллиана Мерфи же особый персонаж — муж приглашенной подруги, накокаиненный банкир с пистолетом, выразитель совсем другого мировоззрения. Именно его герой окажется тем, кто перетянет конфликт на другой уровень и поможет положить конец разговорному безумию либерального толка.

«Пекло»

Кадр из фильма «Пекло»

Не слишком актуальная по экологическим параметрам фантастика Дэнни Бойла: Солнце вот-вот погаснет, человечество замерзнет. Чтобы его перезапустить, надо взорвать самую мощную из всех оставшихся на планете бомб, для чего люди из последних сил сооружают космическую миссию.

После главной роли в «28 днях спустя» Мерфи получил карт-бланш на главную роль у Бойла. На космическом корабле присутствуют представители самых разных специальностей, но физик Капа отвечает за бомбу, а значит, без него в этом путешествии не обойтись. Внешность ирландца часто эксплуатируют подобным «Пеклу» образом — режиссеры делают вид, что в глазах героев Мерфи скрыты все тайны Вселенной, даже если он их не озвучивает в течение фильма. Не чурается этого приема и Бойл — Мерфи в «Пекле» отвечает не только за конкретную задачу, но и за поиски ответов — на что готов пойти человек и что ему нужно понять, чтобы Солнце — считай, жизнь на Земле — все-таки не погасло.

«Красные огни»

Кадр из фильма «Красные огни»/Парадиз

В этом авторском фильме Родриго Кортеса («Погребенный заживо») Мерфи удалась непростая задача — обыграть Сигурни Уивер и Роберта Де Ниро.

Его герой Том, ученый-физик и ассистент доктора наук, занимается разоблачением различной магии: выводит на чистую воду так называемых экстрасенсов. При этом, если он хочет очаровать девушку, сам не чурается пустить пыль в глаза с помощью фокуса-другого. Когда на мировую арену возвращается Сильвер, слепой экстрасенс, которого еще никому не удавалось уличить в обманах, начальница и вдохновительница Тома выбывает из игры. Ему одному придется столкнуться один на один с левитирующим фокусником.

«В воздухе»

Кадр из фильма «В воздухе»/Sony Pictures

Если в «Красных огнях» герой Мерфи занят разоблачением магии, то в фильме перуанской режиссерки Клаудии Льосы, любимицы Берлинского кинофестиваля, напротив, все действо проникнуто непознаваемым. История начинается с детства главного героя Ивана: он живет в довольно грязной деревне с больным братом и едва справляющейся матерью. Однажды женщина обнаруживает в себе дар и уходит прочь. Пройдут годы, прежде чем Иван решится ее найти.

Здесь Мерфи сыграл уже взрослого сына целительницы, соколиного дрессировщика, который в компании с любопытной журналисткой отправился в путь. Очевидно, что у Киллиана нет единого типажа, но сложно представить его в роли экстраверта, этакого задиристого шутника, который будет очаровывать всех бесконечными шутками. Так и здесь: его холодный, отстраненный образ оказался близок ледяным горизонтам, которые ему приходится пересечь.

«Ветер, который качает вереск»

Кадр из фильма «Ветер, который качает вереск»

Герой Мерфи снова отправляется из родной Ирландии в Лондон, только теперь вокруг 1920-е и он хочет стать врачом. Довольно быстро одни мечты сменяются другими, и парень вступает в ИРА. Гражданская война, зверства англичан и перебежничества ирландцев, братья, которые внезапно оказываются по разные стороны конфликта. Так, военный фильм, который начинался как агитка против английской политики, оказывается антивоенным высказыванием, в котором с оружием в руках правых не существует.

Как настоящий британский, а совсем не голливудский актер, Мерфи будто взял за цель сыграть у всех значимых английских режиссеров. Кен Лоуч — заслуженный классик, и хотя «Ветер, который качает вереск» — определенно не самая яркая его работа и отход от любимой реалистической манеры в сторону костюмного кино, но именно эта картина принесла режиссеру первую награду Каннского фестиваля в карьере. А за Мерфи закрепила статус актера, который не разменивается на мелочи.

Текст: Алина Кузьо

Фото: Mandabachtv.com

Читайте также