Форма поиска по сайту
Все материалы

Взрывы, смех и Анна Чиповская в новой версии «Страстей по Бумбарашу»

В минувшее воскресенье Владимир Машков вернул спектакль «Страсти по Бумбарашу» на сцену Театра имени Олега Табакова — спустя десять лет. Мы сходили на один из премьерных показов. Рассказываем, что получилось и стоит ли бежать за билетами. Семен Бумбараш — записной весельчак и свой парень. С шутками, прибаутками и песнями его провожают всей пьяной деревней. Его встречают попойкой и снова песнями — он пляшет на столе. Он румян и светловолос, он улыбается белозубо и глядит доверчиво. Он любит и любим. Он все время говорит стихами, поет, танцует и шутит. Вокруг него такие же удалые люди: лихие женщины и мужчины с немного мультяшной пластикой и такими же эмоциями, комичные в своих ярких и далеко не всегда нарядных костюмах. Зал, наблюдающий за ними, часто хохочет. Цирк, комедия, балаган!

tabakov.ru

Откуда же тогда в названии спектакля эти «страсти», ну, страдания то есть? Да как обычно — из сердца, из самого центра, вокруг которого наверчена вся эта дурашливая бутафория. Из этого внутреннего стержня, ледяного, от которого мурашки бегут по коже, который любой юмор делает весельем висельника. Это война. В «Страстях по Бумбарашу» — Первая мировая, плавно переходящая в Гражданскую. Это смерть, которая обязательно случится, но отчего-то все не случается, и от этого смешно и радостно. «Страсти по Бумбарашу» с самого своего появления в 1993 году были обречены. На успех, конечно, на что же еще. Все прекрасно помнили вышедший за 20 лет до этого фильм «Бумбараш». Нравился вам или нет порой чрезмерно энергичный образ главного героя, созданный Валерием Золотухиным, ваша подкорка помимо воли послушно записала все песни, которые в итоге стали частью генетической памяти. Сегодня многие уверены, что, например, «Ходят кони над рекою» — народное творчество. Это, конечно, так, но у песни, как и у остальной музыки, есть конкретные авторы: стихи написал бард Юлий Ким, а музыку — один из самых плодовитых кинокомпозиторов Владимир Дашкевич.

В тот момент, почти 30 лет назад, все сошлось как нельзя более удачно. Вот вам Владимир Машков в качестве режиссера, вот Евгений Миронов в главной роли. В одном из составов — уже прославленный Андрей Смоляков и совсем еще юная Анастасия Заворотнюк. Спектакль о любви на фоне Гражданской войны объездил весь мир, его полюбили и тут. Но любому организму, даже работающему четко и слаженно, требуется отдых и обновление.

mosfilm.ru

Антракт между предыдущим и новым показами длился десять лет. Владимир Машков не просто аккуратно прошелся по спектаклю кисточкой реставратора — он основательно выбил из него всю пыль и напитал его свежей кровью. Благо недостатка в ней у худрука театральной школы Олега Табакова нет: в освеженных «Страстях...» участвуют как студенты, так и почти вся труппа театра — всего 45 человек. Без них никак — тут полно батальных сцен и массовых гуляний. Люди бегают и кричат в дыму, с грохотом рвутся бомбы, наганы шмаляют, выпуская пламя. Хаос и безумие жизни и смерти поставлены идеально. В огромной толпе каждый на своем месте, как в оркестре, ритм действия, ни на секунду не сбиваясь, повинуется руке невидимого дирижера, который наверняка стоит за кулисами и улыбается. Впрочем, все это слова, и лучше сказать как-нибудь проще. «Страсти по Бумбарашу» стоит увидеть хотя бы ради Анны Чиповской, сыгравшей бешеную валькирию контрреволюции, бывшую аристократку, ставшую дикой разбойницей с несусветным декольте (в другом составе эту роль исполняет Ольга Красько, но есть основания думать, что декольте остается на месте). Посмотреть его стоит хотя бы ради нового Бумбараша — Севастьяна Смышникова, который на премьерном показе играл на глазах у своего предшественника Евгения Миронова, а это пострашней любых вступительных и выпускных экзаменов. Миронов хохотал до слез. Посмотреть «Страсти...» стоит хотя бы ради Владислава Миллера — еще недавно нежного выпускника табаковской школы, а теперь машковского любимца, доказавшего, что умеет не только бить чечетку в «Ревизоре». Недавно он сыграл в нашумевшем сериале «Вампиры средней полосы».

«Война, запущенная 100 лет назад, длится до сих пор», — говорит режиссер, пытаясь наполнить этот сюжет, взятый из ранней прозы Аркадия Гайдара, остротой и актуальностью. И, похоже, он прав. Тогда, в 1993 году, страна переживала свои страсти. Сегодня бутафорские бомбы чаще всего грохочут в интернете — там частенько у кого-то «бомбит» и у многих «рвутся пуканы». И на этот грохот все сложнее не обращать внимания.

Спектакль покажут 10 и 11 июня, а также 18 и 19 июня. Билеты — от 8 000 до 16 000 рублей.

Текст: Дмитрий Быков

Читайте также