Форма поиска по сайту
Все материалы

Сталин и Бузова. Самый обсуждаемый спектакль этого лета

Креативный продюсер The City Дмитрий Быков посетил нашумевшую постановку «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького. Рассказываем, что из этого получилось.

Спустя 34 года во МХАТе случился новый раскол. Это удалось выяснить в буфете, сотрудники которого отчаянно скучали накануне премьеры: был пресс-показ, и прижимистые журналисты, пришедшие на генеральную репетицию «Чудесного грузина», брали дешевый пакетированный чай и отказывались от игристого и брускетт с лососем (так здесь называются обычные бутерброды с рыбой). По словам буфетчиков, мнения в театре разделились строго пополам: 50 % за Бузову, а 50 % — строго против. Подробности выяснить не удалось: к буфету подошли две девушки типажа инста-моделей и заказали игристого (наконец). «Это должно хоть немного помочь вынести это зрелище», — сказала одна другой, залпом осушая пластиковый стаканчик с золотой каемкой. Кроме скандальной Бузовой, которая играла певицу Беллу Шанталь, в программке интриговало присутствие обезьянки по имени Маша, которая играла обезьянку. Так что в зале, конечно, росло нетерпение. Прежде чем раздвинулись кулисы, на сцену вышел худрук театра Эдуард Бояков. Он сказал, что мы должны понять психологию диктаторов и что ему не хватает произведений о Сталине. Зал загудел. Бояков поклонился. Свет погас. Кулисы поехали в стороны. Если отбросить ненужные эмоции и оставить в стороне досужие разговоры и возмущение, которое вызывают у многих фамилии Сталина и Бузовой (нет уверенности в том, какая сегодня возмущает сильнее), Бояков решился на интересный эксперимент. Хотя он и утверждал, что хайп его совершенно не интересует, однако вряд ли он не догадывался, какой хайп вызовут две вышеупомянутые фамилии. В этом смысле он действовал едва ли не эффектнее короля провокации Моргенштерна*. При этом жанр спектакля в постановке Ренаты Сотириади определяется как «трагифарс». Примерно так в бумерскую эпоху называлась постирония. За фарс тут в основном отвечает Ленин, который то пролетает над сценой с кумачом, где написано «Батум 1902», то появляется в огромной нелепой бурке и что-нибудь цитирует из своих писем и декретов. В качестве забавной подпевалы за ним всюду следует Надежда Крупская в смешных очках. Что до трагедии, то за нее, пожалуй, отвечает фигура невесты, а потом и супруги Сталина, которого тут именуют не иначе как Сосо. Кстати, о провокации: спектакль начинается с торжественного XIII съезда, после которого следует сцена секса Сталина и Надежды Аллилуевой на диванчике. Сцена высокохудожественная: супруги не просто возятся на тахте, а, повернув ее спинкой к залу, картинно бросаются друг другу в объятия и тянут конечности ввысь. Биография молодого Сталина превращена в романтическую приключенческую повесть о революционере-контрабандисте, который постепенно обнаруживает стремление к безграничной власти. Авторы, как говорится в программке, пытаются разобраться, «с какого события он начал восхождение к бездне?». А теперь о главном. Ольга Бузова в сверкающем наряде поет романсы (довольно скверно) и пьет шампанское (довольно уверенно), а потом оказывается шпионкой. Обезьянка Маша действительно живая, она принадлежит по сюжету главе портового криминала Резо. Две эти женщины — Оля и Маша — самое чудесное, что есть во всем спектакле «Чудесный грузин». Нет, никто не спорит, здесь мощнейшая сценография, головокружительные декорации, в какой-то момент с потолка ненадолго спускается огромная люстра. От великолепия костюмов пестрит в глазах: на сцене кружатся тюрбаны, фуражки, папахи и рабочие кепки. Все одеты скрупулезно в соответствии с эпохой. Но от всего этого раздолья ощущение, что нам устраивают смотр мощностей одного из главных театров страны. Ну да, мощности впечатляют. А что же дальше? А дальше — клюква и вампука. Кавказ тех лет — такой советский Болливуд: чуть что, огромные массы людей на сцене принимаются петь и танцевать. Герои периодически смотрят в зал и произносят пламенные речи о прекрасном будущем. Царские офицеры пьют и слушают цыган. Жандармы идиоты. Сталин сверкает очами и читает вслух Бальмонта. Его банда напоминает разбойников из «Бременских музыкантов». Фарс фарсом, но на фоне всего этого Бузова с ее нарочито театральным смехом и непопаданием в ноты смотрится естественнее и органичнее всех прочих. Ну, за исключением обезьянки Маши, конечно.

В любом случае создателям спектакля не откажешь в смелости. Да и его зрителям тоже. Ведь, допустим, вы любите Бузову, но не очень любите Сталина — как же быть? Или наоборот — что же тогда делать? Искусство должно ставить перед нами трудные вопросы. И с этой точки зрения «Чудесный грузин» — настоящее искусство.

*Признан Минюстом РФ иноагентом

Текст: Дмитрий Быков

Фото: Наталия Губернаторова

Читайте также