Креативный продюсер The City Дмитрий Быков посетил нашумевшую постановку «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького. Рассказываем, что из этого получилось.Спустя 34 года во МХАТе случился новый раскол. Это удалось выяснить в буфете, сотрудники которого отчаянно скучали накануне премьеры: был пресс-показ, и прижимистые журналисты, пришедшие на генеральную репетицию «Чудесного грузина», брали дешевый пакетированный чай и отказывались от игристого и брускетт с лососем (так здесь называются обычные бутерброды с рыбой). По словам буфетчиков, мнения в театре разделились строго пополам: 50 % за Бузову, а 50 % — строго против. Подробности выяснить не удалось: к буфету подошли две девушки типажа инста-моделей и заказали игристого (наконец). «Это должно хоть немного помочь вынести это зрелище», — сказала одна другой, залпом осушая пластиковый стаканчик с золотой каемкой.
Кроме скандальной Бузовой, которая играла певицу Беллу Шанталь, в программке интриговало присутствие обезьянки по имени Маша, которая играла обезьянку. Так что в зале, конечно, росло нетерпение. Прежде чем раздвинулись кулисы, на сцену вышел худрук театра Эдуард Бояков. Он сказал, что мы должны понять психологию диктаторов и что ему не хватает произведений о Сталине. Зал загудел. Бояков поклонился. Свет погас. Кулисы поехали в стороны.
Если отбросить ненужные эмоции и оставить в стороне досужие разговоры и возмущение, которое вызывают у многих фамилии Сталина и Бузовой (нет уверенности в том, какая сегодня возмущает сильнее), Бояков решился на интересный эксперимент. Хотя он и утверждал, что хайп его совершенно не интересует, однако вряд ли он не догадывался, какой хайп вызовут две вышеупомянутые фамилии. В этом смысле он действовал едва ли не эффектнее короля провокации Моргенштерна*. При этом жанр спектакля в постановке Ренаты Сотириади определяется как «трагифарс». Примерно так в бумерскую эпоху называлась постирония.
За фарс тут в основном отвечает Ленин, который то пролетает над сценой с кумачом, где написано «Батум 1902», то появляется в огромной нелепой бурке и что-нибудь цитирует из своих писем и декретов. В качестве забавной подпевалы за ним всюду следует Надежда Крупская в смешных очках. Что до трагедии, то за нее, пожалуй, отвечает фигура невесты, а потом и супруги Сталина, которого тут именуют не иначе как Сосо. Кстати, о провокации: спектакль начинается с торжественного XIII съезда, после которого следует сцена секса Сталина и Надежды Аллилуевой на диванчике. Сцена высокохудожественная: супруги не просто возятся на тахте, а, повернув ее спинкой к залу, картинно бросаются друг другу в объятия и тянут конечности ввысь.
Биография молодого Сталина превращена в романтическую приключенческую повесть о революционере-контрабандисте, который постепенно обнаруживает стремление к безграничной власти. Авторы, как говорится в программке, пытаются разобраться, «с какого события он начал восхождение к бездне?».
А теперь о главном. Ольга Бузова в сверкающем наряде поет романсы (довольно скверно) и пьет шампанское (довольно уверенно), а потом оказывается шпионкой. Обезьянка Маша действительно живая, она принадлежит по сюжету главе портового криминала Резо. Две эти женщины — Оля и Маша — самое чудесное, что есть во всем спектакле «Чудесный грузин». Нет, никто не спорит, здесь мощнейшая сценография, головокружительные декорации, в какой-то момент с потолка ненадолго спускается огромная люстра. От великолепия костюмов пестрит в глазах: на сцене кружатся тюрбаны, фуражки, папахи и рабочие кепки. Все одеты скрупулезно в соответствии с эпохой. Но от всего этого раздолья ощущение, что нам устраивают смотр мощностей одного из главных театров страны. Ну да, мощности впечатляют. А что же дальше?
А дальше — клюква и вампука. Кавказ тех лет — такой советский Болливуд: чуть что, огромные массы людей на сцене принимаются петь и танцевать. Герои периодически смотрят в зал и произносят пламенные речи о прекрасном будущем. Царские офицеры пьют и слушают цыган. Жандармы идиоты. Сталин сверкает очами и читает вслух Бальмонта. Его банда напоминает разбойников из «Бременских музыкантов». Фарс фарсом, но на фоне всего этого Бузова с ее нарочито театральным смехом и непопаданием в ноты смотрится естественнее и органичнее всех прочих. Ну, за исключением обезьянки Маши, конечно.
В любом случае создателям спектакля не откажешь в смелости. Да и его зрителям тоже. Ведь, допустим, вы любите Бузову, но не очень любите Сталина — как же быть? Или наоборот — что же тогда делать? Искусство должно ставить перед нами трудные вопросы. И с этой точки зрения «Чудесный грузин» — настоящее искусство.
*Признан Минюстом РФ иноагентомТекст: Дмитрий Быков
Фото: Наталия Губернаторова