В эти выходные на «Винзаводе» пройдет фестиваль стикер-арта STICKFEST. Разобрались, что такое стикер-арт, как это направление появилось в столице, на каких художников стоит обратить внимание и где можно увидеть их работы. Что это вообще такое
Стикер-арт или стикер-бомбинг — одно из направлений уличного искусства. Бум стикеров пришелся на нулевые: тогда улицы Москвы и Санкт-Петербурга стали активно покрываться разнообразными наклейками, появились первые сообщества художников и начали формироваться разные направления и стили, в которых создавались стикеры.
Предшественниками наклеек стали гравюры, марки, открытки, плакаты, визитные карточки. Сложно сказать, где конкретно в России он впервые появился, но его бурный рост и развитие тесно связаны с развитием печатной техники. Сейчас во всем мире, в каждом крупном городе — вы можете встретить множество разнообразных наклеек.
Obey
Шепард Фейри. Obey
Родоначальником стикер-арта считается американский художник Шепард Фейри, известный как Obey. Он создает трафареты, постеры и расклеивает свои наклейки по всему миру. В 1986 году Фейри перерисовал из старой французской газеты изображение известного рестлера Андре-Гиганта и добавил к рисунку слоган. Таким был самый первый стикер. Потом Шепард менял рисунок и надпись, играл с цветами — в конечном счете Гигант Obey из американского городка Провиденс разлетелся по всему миру. В Москве другую работу художника — мурал «Искусство — это молот» можно увидеть на фасаде «Атриума».
Как стикеры появились в Москве
Вдохновение и примеры пришли в Россию из-за рубежа. Одна из первых команд в Москве — «Зачем». Их основным увлечением было граффити, но они клеили и стикеры. В 2004 они сняли видео «Гоп-стоп», которое вызвало бум в обеих столицах. У них появились последователи. Например, Spy, Danger, Ag4t, Fish.
Художники и представители первой волны использовали стикеры, как вспомогательный инструмент. Со временем стали появляться сообщества авторов, которые основной упор делали именно на стикеры, а высокая активность по праву характеризовала их как стикер-артистов.
Направления
Популярными считаются граффити, лого, персонажи, слоганы, лозунги и реплики. Есть крафтовые стикеры — они полностью нарисованы от руки (от примитивной рожицы до сложных больших скетчей), еще есть коллаборации — совместные наклейки. Это все — авторские или художественные стикеры.
Еще один популярный формат — стикеры болельщиков — фанаты «Зенита», например, любят расклеивать их в метро. А есть коммерческие — лого кафе или магазинов.
Кирилл PigeonFrolk
основатель MOSTICK (Moscow Stickers) и соорганизатор фестиваля STICKFEST
Некоторые ребята используют бланки Hello my name is — они пришли из граффити. Изначально это были американские бэйджики, на которых школьники писали имена. Потом кто-то решил делать с ними теги. Эти бланки есть во всех граффити-маркетах, и ребята, кто хочет клеить стикеры, берут в первую очередь их. Это самая классическая форма.
Где смотреть
Обычно наклейки можно увидеть на дорожных знаках, фонарных столбах, дверях, стенах, шлагбаумах. В уличной среде небольших городов стикеры встречаются нечасто, но в Москве и Санкт-Петербурге их знают и любят. Основные споты (места) с наклейками в Москве — Китай-город, Мясницкая, Маросейка, Чистые пруды, креативные пространства вроде «Винзавода», Artplay и «Хлебозавода». Сроки жизни у стикеров разные: они могут висеть от года до десятка лет — все зависит от качества бумаги, работы городских служб и самих стрит-артистов. Но, как отмечают сами стикеристы, если раньше все было в тегах и граффити, то сейчас их место все чаще стали занимать наклейки.
Есть и табуированные локации. Причем, это такое негласное правило, устная договоренность, что уличные художники не трогают памятники, церкви и исторические застройки.
Группировки стикер-артистов
Кирилл PigeonFrolk
основатель MOSTICK (Moscow Stickers) и соорганизатор фестиваля STICKFEST
В Mostick, например, человек 10. Есть активные ребята, которые много времени посвящают стикерам. Есть ребята, для которых это хобби, развлечение. Группировок вообще не очень много, и туда в основном входят ребята-студенты 20-25 лет. Наклейки — это некий переходный этап для художника, развлечение на пару лет: ты рисуешь стикеры, находишь свой стиль и оттачиваешь его. А дальше — кто во что горазд. Многие, например, начинают больше времени посвящать холстам или оформлению.
Как найти художника
Особенно «светиться» уличные художники не любят, хотя многие и оставляют на стикерах свои псевдонимы, ники в Instagram или QR-коды со ссылками на свои социальные сети, либо сайт. Бывает, что стикеры никак не подписаны — это личный вопрос, который каждый решает для себя сам. Чаще всего стикербомберы предпочитают оставаться анонимами — на своих ресурсах они постят наклейки, граффити и плакаты. Но у стикеристов открытые сообщества, где всегда рады новичкам. И самих художников все-таки проще найти, чем тех же граффистов. Впрочем, причины очевидны.
Кирилл PigeonFrolk
основатель MOSTICK (Moscow Stickers) и соорганизатор фестиваля STICKFEST
В первую очередь, ты визуализируешь и показываешь свое творчество. Уличные артисты ценят стиль и качество картинки. И свои тебя всегда узнают — мы так или иначе все знакомы, а остальным это необязательно знать. Стикеры еще прикольны тем, что на улице есть такой элемент соревнования. Это уличная культура, где все друг друга видят и общаются, коллабятся и так далее. Это очень интересно.
Автор: Катя Кухаренко
Фото: Михаил Голденков