В «The City. Говорим» коллекционер пластинок Денис Бояринов рассказал о том, почему винил стал модным, о профессиональных заболеваниях диджеев и почему детям нельзя давать пластинки.
Хорошо забытое старое
То, что винил вернулся в нашу жизнь, это сродни тому, если бы телега вернулась в нашу жизнь. И я говорю не про Telegram. Имею ввиду телегу с четырьмя колесами, куда лошадь запрягают. Казалось бы, умерший формат, но телега вернулась с триумфальным скрипом.
Мода на пластинки
Винил вернулся в нашу жизнь, как модный аксессуар. Я, конечно, рад видеть все эти зашкаливающие цифры, что винила в этом году продалось гораздо больше, чем в прошлом. С одной стороны, виниловых пластинок с каждым годом выпускается все больше. Но со стриминговыми показателями это никак не сравнится. Если виниловая индустрия зарабатывает сотни миллионов долларов, то стриминг зарабатывает миллиарды. Но меня, как человека, который вырос на виниле, эта статистика все равно радует.
Как все началось?
Я в этой культуре уже лет 15. В те времена завести виниловый проигрыватель казалось полным безумием. Меня к этому подтолкнула, с одной стороны, чистая случайность, с другой стороны, детские впечатления. Это некий коннект с моим прошлым. Время шло и постепенно винил действительно вернулся в модную сферу.
Винил был всегда
В диджейской культуре винил никогда не уходил. Конечно, цифровые технологии пришли и туда. И главное правило диджея - иметь достаточно флешек, чтобы с них играть. Мы знаем супердиджеев, которые играли даже и без флешек. В среде крутых диджеев винил всегда оставался модным. Часть людей, которые любят электронную музыку, с винилом никогда не расставалась.
Недостатки винила
Есть два минуса винила - это то, что он тяжелый. Например, диджей Андрей Панин, который играет на виниле, заработал себе грыжу. 10 пластинок - это ощутимый вес. А 20 или 40 пластинок, которые нужны тебе, чтобы сыграть сет с выборкой, это серьезная нагрузка на позвоночник. И вторая проблема винила: он — хрупкий. И если есть маленькие дети, то винил нужно убирать подальше, потому что с большой вероятностью они раскокают вашу самую ценную пластинку.
Цифровая музыка
Я, как музыкальный критик, слушаю очень много музыки. В какой-то момент все это перешло в цифровой формат. К музыке интерес не проходит, но вот способов для запоминания, выстраивания эмоциональной связи у тебя становится все меньше и меньше. Винил прекрасен тем, что он приближает эту бесплотную форму к человеку.
Доступный винил
У винила очень демократичный рынок. Понятно, что есть аудитория, которая ставит себе невероятные Hi-Fi системы, которые стоят дорого. Но по большому счету этого не нужно, чтоб войти в эту культуру. Можно купить бросовый проигрыватель, пластинки - на распродажах по 100-200 рублей. Причем продается очень классная музыка.
Жемчужины на помойке
Есть такое понятие как «диггинг». Ты копаешься в реальной грязи, когда там никто ничего реально не надеялся найти, а ты находишь. Ты лезешь в помойку и там находишь жемчужину. В этом плане Москва не дает тебе такого satisfaction, потому что здесь уже все посчитано, все знают что и сколько стоит. Самые классные российские пластинки я встречал за границей, потому они там никому особо не нужны. Один турок открыл в Берлине магазин виниловых пластинок, которые вывез из Турции. У него была самая большая коллекция турецкой музыки, при этом у него была и большая подборка этно, в том числе из стран бывшего СССР. Я купил там пластинку хора Александрова чешского издания, первый long play 1953 года. В СССР тогда еще long play не делали. Это был модняк.
Цены на винил
Я очень сдержанно отношусь к приобретению винила, потому осознаю эту пагубную страсть. Тем более у меня не так много денег. Я вижу рост цен на русский винил. Иногда мне такой ценник выкатывают! Самая дорогая пластинка в моей коллекции стоит 5 тысяч рублей. Жаба меня душила, но это был по сути исторический документ. Первая электронная пластинка в СССР 1969 года.