Венецианский кинофестиваль подошел к концу. В «The City. Говорим» с кинокритиком Егором Беликовым обсудили, чем запомнился в этом году фестиваль, на какие фильмы стоит обязательно сходить в кино и когда они выйдут в российский прокат. О Венецианском фестивале — 2021
Так сложилось, что Венецианский фестиваль в этом году оказался какой-то адской нервотрепкой. Сюда было очень тяжело попасть. Премьеры не совсем себя оправдали, даже фильмы типа «Дюны» или «Спенсер» с Кристен Стюарт не вполне доказывают необходимость моего пребывания. Тут есть что-то мощное, например новая работа Соррентино, но есть ощущение, что мы зря собрались. Ноль интересных фильмов, про которые хотелось бы кому-то рассказать.
О плохих фильмах
Часто плохой фильм дает тебе больше, чем хороший. Как минимум я бы его дольше и интереснее ругал. Но в этом году у Венецианского фестиваля не получилось придумать ничего запоминающегося. Бывают такие фестивали, на которых показывают черт знает что. Бывают Канны суперпровальные, где буквально нет ни одного фильма, про который хочется сказать, что он останется в истории. Но при этом каждый день какой-то новый качественный провал, фестиваль каждый день доказывает тебе, что можно еще хуже. А Венецианский фестиваль застыл в своем статусе со звездами и режиссерами, которых зовут сюда по старой памяти.
О «Дюне»
Видео: WBRussia/YouTube
«Дюна» не стала главным шедевром Венецианского фестиваля, но ей и не суждено было стать главным разочарованием. Я себя перегрел тем, что прочитал книжку перед этим, много думал об этом мире, почему он такой странный, почему Фрэнк Герберт и Дени Вильнёв решили сделать что-то о пустыне. Казалось бы, пустыня очень скучное место, но они находят в ней какую-то подлинную магию. В целом книга переделана в полнометражный фильм достаточно достоверно — почти все, что есть в ней, есть и в фильме. По крайней мере, первая ее половина, потому что хронометража не хватило на большее. Там все как в книжке — те же реплики, те же люди, так же выглядит гигантский червяк, а на планете Арракис все так же добывают волшебную специю — это такой продукт, который нужен, чтобы в будущем летать между звездами. Но мне кажется, что они просто воспроизводят это, не до конца понимая, что же там происходит. Это степенный блокбастер. Печальный, вдумчивый, но при этом непонятно, во что они все вдумываются.
О хитрых американских критиках
Американские критики всегда всем довольны на Венецианском кинофестивале. Если что-то американское, то они восхищаются: «Это невозможно! Это точно на „Оскар“». По их мнению, если «Джокер» получил «Золотого льва» и «Оскар», то же самое будет и с другими фильмами.
О «Спенсер: Тайна принцессы Дианы»
Видео: В Рейтинге/YouTube
Вызывает сомнения. Дело даже не в реалистичности, потому что об этом мы судить не можем: никто из нас не был знаком с принцессой Дианой. Но чилийский режиссер Пабло Ларраин любит снимать эти пышные костюмные байопики про известных женщин прошлого. Например, у него есть фильм «Джеки», который посвящен Жаклин Кеннеди в те дни, когда ее мужа убили в Далласе. И в этом было что-то особенное, какой-то момент, который мы не до конца можем осознать. За этим интересно наблюдать. В случае со «Спенсер» мы наблюдаем за какими-то терзаниями птички в золотой клетке. Мы понимаем, что и сама Диана не вполне в себе, она видит всякие видения, в том числе Анну Болейн, которая ей говорит: «Я тебя понимаю, sister». И это все лично у меня, сидящего в зале, вызывает классовую ненависть.
О реакции зала
В Венеции по аудитории не всегда можно определить, хороший ли фильм, потому что тут всегда очень перегретый зал. Очевидно, что здесь очень много итальянцев и маловато иностранцев. В связи с этим мало снобов — людей типа меня. Для понимания: итальянская молодежь была очень рада «Дюне», а я пытался букать. Есть такая каннская традиция, когда люди после фильма кричат: «Бу-у-у-у!» Потому что освистывать фильм как-то неудобно. Вот я побукал, и женщина впереди меня сказала что-то очень грубое на итальянском. Видимо, чтобы я здесь больше и не думал букать.
О Паоло Соррентино
Видео: Netflix Russia/YouTube
Фильм Паоло Соррентино называется «Рука бога», и поэтому многие подумали, что это отсылка к тому голу, который Марадона забил кулаком. Но этот фильм посвящен неаполитанской жизни самого Соррентино. Главному герою 16 лет, и он переживает трагедию, с которой столкнулся в реальной жизни — у него умирают родители. При этом он сам был в тот момент на матче, когда на поле играл Марадона.
Поэтому «рука бога» — это не только тот удар в футболе, но и рука какого-то злого бога, который пытается внедриться в жизни Соррентино и подтолкнуть его к тому, чтобы он стал в итоге режиссером. Получается кино о кино. Как стать режиссером: пережить трагедию и найти в себе хоть что-то, чтобы снова почувствовать счастье в жизни. Кино получилось суперубедительным, и, мне кажется, это на него самого оказало психотерапевтический эффект. Я пообщался с Соррентино. Он раньше был очень напряжен, притворялся, что не знает английского языка, а теперь он расслабился, все всем доказал. И мне кажется, он готов к «Золотому льву».
О капитане Волконогове, который бежал
Режиссеры Наташа Меркулова и Алексей Чупов наверняка уже получили предложения от западных киноплатформ. Они даже делают что-то для первого проекта Netflix в России, но, думаю, интереснее было бы сейчас запускать какие-то полные метры. Налицо у них карьерный рост. Они попали в основной конкурс после того, как получили приз за лучшую женскую роль со своим предыдущим фильмом «Человек, который удивил всех» во второй по значимости программе Венецианского фестиваля «Горизонты».
О российских открытиях
Я видел две другие российские картины, про которые почему-то никто не говорит, хотя это серьезные достижения. Это картина «Обходные пути», которая попала в неделю критики, — дебютная и очень задумчивая. В ней ничего не происходит, в основном камера стоит статично в городе. И есть «Док» про строительство ГЭС-2 — это новая общественная локация. Классный фильм о том, как в Москве зарождается что-то новое и по-настоящему общественное.
О Юре Борисове
Кадр из фильма «Серебряные коньки»
У Юры Борисова, в отличие от Александра Петрова, другая мотивация. Хотя Петров тоже снимается в авторских фильмах, а Борисов — в блокбастерах. Например, в «Красном призраке» — первом инди-фильме о войне, но при этом зрелищном и захватывающем. Он снялся и в «Серебряных коньках» в роли второго плана, но своей игрой перекрыл основные.
Я бы не сказал, что Юра Борисов боится денег. Просто он везде ищет роли, которые ему позволят как-то по-новому себя проявить, либо узнать про очень большой продакшен, либо те, где есть интересный сценарий. Кстати, ларчик просто открывается: его агент — это его жена, которая тоже вычитывает сценарии и выбирает те, где он будет наиболее выигрышно смотреться. И вкладывается в их общее будущее. Нет ничего лучше, чем творческий тандем.
Фото: Getty Images