Бомбоубежище, зал для партсобраний и фуршетов, ставка Генштаба, родильный дом, кинотеатр, библиотека и, конечно, главный транспорт столицы – вспоминаем, как использовали Московский метрополитен в годы Великой Отечественной войны.Места для женщин и детей
Во время налета немецкой авиации население укрывается на станции «Маяковская». Фото: ГУП «Московский метрополитен»
К началу Великой Отечественной войны московское метро проработало меньше десяти лет, была открыта 21 станция и три линии: зеленая, красная и синяя (правда, тогда они еще не были обозначены цветом). В апреле 1941 года Совнарком постановил приспособить подземную транспортную систему под массовое убежище, и на эту цель из бюджета выделялись значительные суммы.
Станции и тоннели самого красивого метро в мире были оснащены дополнительными системами газозащиты (была информация, что немцы собираются применить химическое оружие) и водоснабжения, а вестибюли тогда строили по возможности максимально далеко от платформы, чтобы по входной группе налетчики не догадались, куда сбрасывать бомбу. В ночь с 21 на 22 июля 1941 года метрополитен был впервые использован как бомбоубежище. Массивные бомбардировки закончились летом 1942 года, но официально метро сохраняло статус убежища почти до конца войны.
В момент налета действовали по отработанной инструкции: движение поездов останавливалось, напряжение с контактного рельса снималось. Матери с детьми и старики занимали лучшие места: на платформах станций и в поездах, куда пускали с совсем малышами, чтобы они могли спать на сиденьях. Остальные прятались в тоннелях на путях, которые накрывали специальными деревянными настилами. Сначала люди жаловались на невыносимую духоту, но эту проблему довольно быстро решили установкой дополнительной системы вентиляции.
Дети подземелья
Библиотека на станции «Курская». Фото: Архивный фонд города Москвы
Довольно быстро у каждой семьи в метро образовался свой участок. Спустившись, люди стелили матрасы, клали одеяла и подушки (громоздкие чемоданы со скарбом и одеждой проносить с собой не разрешали, а вот постельные принадлежности – пожалуйста). Пили чай, играли в домино, ходили друг к другу «в гости»… В общем, тут кипела жизнь. По разным источникам, в метро родилось от 217 до 243 детей: их принимали в фельдшерских пунктах, организованных в подсобках, где грели воду.
На станциях были оборудованы питьевые фонтанчики и туалеты, а кое-где даже точки продажи, где вечером можно было купить молоко в бутылочках и белый хлеб для детей. Дежурили милиционеры: пресекали конфликты, успокаивали людей и выгоняли паникеров, которых в следующий раз прятаться уже не пускали.
Также в метро проводили концерты, показы фильмов и политагитацию. На «Курской» в ноябре 1941 года организовали филиал библиотеки: в декабре ее посетило больше тысячи человек, а самой популярной книгой, что, впрочем, неудивительно, оказалась «Война и мир».
Рок «Арбатской»
Московское метро сохранило жизнь миллионам, но не обошлось без жертв. Самой трагичной оказалась история станции «Арбатская»: в ночь на 23 июля 1941 года из-за бомбы, попавшей в перекрытие тоннеля неглубокого заложения, погибли 14 человек: в образовавшуюся воронку хлынула вода из поврежденного водопровода, а днем еще 46 – их задавила толпа, которая бросилась к станции, услышав сигнал воздушной тревоги.
Ставка Генштаба
В июле Генштаб отгородил себе часть «Белорусской»: по ночам туда перевозили сотрудников для работы с секретными картами и документами. Было не очень удобно, ведь на другой половине станции спасались обычные граждане. К концу лета штабным все-таки выделили отдельную ставку – станцию «Кировская» («Чистые пруды»). Поезда стали проходить ее без остановок, а платформу отгородили деревянными щитами.
Тайное партзаседание
Сталин выступает на торжественном заседании Московского совета, посвященном 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической Революции, на станции метро «Маяковская». Иллюстрация: ГУП «Московский метрополитен»
6 ноября 1941 года, несмотря на то что фашистская армия была на подступах к Москве, на станции «Маяковская» состоялось тайное, но очень торжественное заседание в честь 24-й годовщины революции, в котором участвовали 2 тысячи человек. Место до последнего держали в тайне, а приглашение передавали за несколько часов до начала устно. В честь праздничного совещания самую глубокую тогда станцию метро украсили бархатом, живыми цветами и бюстом Ленина. Привезли бутерброды, баранки, мандарины и пиво – буфет устроили прямо в стоящих вдоль платформы вагонах. Кресла и массивную трибуну доставили прямиком из Большого театра.
Сталин со свитой прибыл на специальном бронированном поезде. Остальные участники дошли по тоннелям – была объявлена воздушная тревога, и напряжение сняли. После доклада вождя состоялся концерт, на котором пел оперный певец Иван Козловский, специально вызванный из Куйбышева (Самара). По мнению историков, именно заседание в метро и последовавший за ним знаменитый парад на Красной площади во многом помогли укрепить боевой дух и переломить ход войны.
Неслучившийся взрыв
В годы войны метро не переставало работать, хотя и вполсилы: количество вагонов в составах тогда сократили с шести до четырех. Всю осень и зиму 1941–1942 года школы в столице не работали, и многие дети развлекались тем, что просто катались на метро – тогда оно казалось невероятным аттракционом. Единственный день за всю историю московской подземки, когда она закрыла свои двери, – 16 октября 1941 года, когда фронт вплотную приблизился к Москве. Важнейший стратегический объект по указанию наркома путей сообщения Лазаря Кагановича планировали взорвать и затопить, но Сталин принял решение остаться в столице, и приказ был отменен. Хотя уже вовсю шла эвакуация оборудования и вагонов, а 76 скульптур со станции «Площадь Революции» перевезли в Среднюю Азию – и вернули их на место только в 1944 году.
Строительство без перебоев
Работники Службы пути московского метро за ремонтом танка(1941 год). Фото: ГУП «Московский метрополитен»
Во время войны строительство метро не прекращалось, хотя в те годы штат метростроевцев состоял преимущественно из женщин (более чем на 70 %): власти посчитали, что заморозить стройку будет дороже. Всего в военные годы проложили 30 километров путей и открыли семь новых станций, среди которых была «Новокузнецкая». Мозаику для нее делали в блокадном Ленинграде и перевезли в столицу ценой невероятных усилий. Кстати, первый немецкий самолет 22 июня 1941 года сбил именно метростроевец – Алексей Рязанов.
Распопова Ольга